За что любят и ненавидят фильм «Анора», взявший главный приз в Каннах
Страсти по поводу итогов 77-го Каннского кинофестиваля 2024 не утихают. Нешуточный спор в соцсетях вызвал фильм-победитель «Анора» Шона Бейкера, получивший главный приз «Золотую пальмовую ветвь». Разбираемся, за что кинокритики и зрители хвалят и ругают картину.
Сюжет фильма «Анора» Шона Бейкера рассказывает о сыне русского олигарха (Марк Эйдельштейн), который женится на секс-работнице Эни-Аноре (Майки Мэдисон), тем самым вызвав недовольство его родителей (их играют Дарья Екамасова и Алексей Серебряков). Брак для девушки является золотым билетом в красивую и богатую жизнь, поэтому она не готова так легко сдаваться. Убедить ее предстоит двум шестеркам – немногословному гопнику Игорю (Юра Борисов), армянина Тороса (Карен Карагулян) и пессимиста Гарника (Ваче Товмасян).
Стоит сказать, что мнения русской аудитории разделились. Пока одни торжествуют, что отмены русских не произошло, другие зрители называют фильм «клюквой», в которой разве не хватает балалайки и медведя. К тому же, последние попытались найти политические причины: якобы такой сюжет, в котором фигурируют олигархи и работницы секс-индустрии, укрепляет негативные стереотипы о русских. Причем чаще всего и те, и другие фильм не видели.
Совсем иначе фильм оценивают кинокритики, реакция которых также различается, но уже по другому поводу. Те, кто выступает в защиту фильма, пояснили для несмотревших, что сюжет, напротив, не имеет ничего общего с политикой, поскольку действие могло происходить как в прошлом, так и в настоящем. К тому, же кинокритики ссылаются на другие инди-работы Шона Бейкера на схожие социальные темы, среди которых «Проект „Флорида“» (который также был представлен в Каннах в 2017-м), «Красная ракета» и «Старлетка».
Другие кинокритики нашли, что на кинофестивале были попросту более достойные претенденты. Они признаются, что им не понятен выбор председателя жюри 77-го Каннского кинофестиваля Греты Гервиг. До того как снять кассовый фильм «Барби» она снималась в инди-кино, поэтому многие киноведы ожидали, что победителем станет не тот фильм, который понравится большинству аудитории, а тот, который с художественной и технической точек зрения является инновационным.
Особенно выделяют фильмы «Все, что мы представляем светом», получивший Гран-при, и «Семя священного инжира» иранского режиссера Мохаммада Расулова, взявшего приз ФИПРЕССИ. Кстати, последний фильм удостоился 12-минутной овации. Кроме того, Мохаммад Расулов признался, что ему пришлось покинуть Иран «всего за несколько часов», поскольку на родине ему грозит восемь лет заключения за создание фильма с критикой режима. Как бы то ни было, по-видимому, в этот раз члены жюри Каннского кинофестиваля решили остаться в стороне от политики, выбрав победителем трагикомедию Шона Бейкера, при этом отдав должное фильму иранского режиссера.