«Театр, как и всякий большой художник, должен отзываться на благороднейшие течения современной жизни. Иначе он станет мертвым учреждением», – сказал в свое время художественный руководитель, актер, режиссер и критик Владимир Иванович Немирович-Данченко. За свою долгую жизнь педагог совершил революцию и в корне изменил наше представление о том, как должно выглядеть настоящее искусство. А его дружба и сотрудничество с Константином Станиславским ломали все каноны классического понимания театра.
Сцена присутствовала в жизни Немировича-Данченко с самого детства. Рядом с домом семьи будущего режиссера был летний театр, где мальчик смотрел свои первые спектакли. В 14 лет он напишет свои первые увертюры и будет устраивать постановки, не выходя из комнаты. Вопреки явному актерскому таланту, Владимир поступает сначала на физико-математический факультет, а затем на юридический, продолжая играть в любительских спектаклях.
Несмотря на успех и восторженные отзывы, молодой Немирович-Данченко меняет театральные подмостки на зрительный зал, но уже в качестве критика. В своих рецензиях он критикует репертуар, принятый в Императорских театрах, и актерскую игру: «…Знаменитое русское искусство, провозглашенное Гоголем и Щепкиным, все более обрастало штампами, условностями, сентиментализмом и становилось неподвижным», – писал он в мемуарах «Из прошлого». Так, в 23 года он создает свою первую пьесу «Шиповник», которую в 1882 году поставят на сцене Малого театра. В 1897 году Немировича-Данченко уже знают как драматурга, режиссера и критика, и именно в этот момент жизнь сводит его с Константином Станиславским. После практически 18 часов обсуждений в ресторане «Славянский базар» гении договорились создать свой театр.
С тех пор в жизни критика было многое: от основания Московского Художественного театра до сорвавшего овации «Юлия Цезаря», от организации Музыкальной студии МХТ, которая потом превратилась в Музыкальный театр имени Немировича-Данченко до гастролей по США и Европе и заключения контрактов с американскими студиями. Но 25 апреля 1943 года, работая над репертуаром на будущий сезон и мемуарами, Владимир Немирович-Данченко скончался от сердечного приступа.
Сегодня, в честь 165-летия величайшего творца своего времени, PEOPLETALK представляет проект, посвященный наследию великого критика, режиссера и актера и тем, кто продолжает безоговорочно служить Московскому музыкальному театру имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко как на сцене, так и за кулисами. Знакомься, перед тобой солисты балета Иннокентий Юлдашев, Елена Соломянко и Анастасия Лименько, дирижер Федор Безносиков, солистка оперы Полина Шароварова и руководитель художественно-технологического комплекса Михаил Малый.
У меня нет цели станцевать конкретно одну какую-то партию. Хочется пробовать разные характеры и разные пластические языки.
Звания и награды важны и, конечно, приятны, но ничто не сравнится с ощущением утопания в зрительских аплодисментах.
Балет – искусство, которое дает возможность выразить через танец чувства, показать красоту человеческого тела, рассказать историю. Балет имеет возможность отключать от реальности, относить в абсолютно другой мир, он дарит живые эмоции, включает фантазию и воображение.
На мой взгляд, вдохновение можно найти в чем угодно. Прочитанная книга или посмотренный фильм могут дать тебе новые краски, мотивацию. Прекрасная погода заряжает хорошим настроением и энергией, путешествия дарят новые эмоции и так далее. Главное – быть открытым всем этим впечатлениям и уметь черпать вдохновение из простых и, казалось бы, обыденных вещей.
Я всегда ходил в театр в качестве зрителя и видел только прекрасный фасад. Попав в него в качестве дирижера, работая изнутри, я открыл его для себя совершенно по-новому. Я понимаю какой труд сотен, тысяч людей требуется для выпуска любого спектакля или премьеры.
Все люди здесь включены в одно большое общее дело, и кульминация этого – та самая красивая двух-трехчасовая история, которая разворачивается на сцене и которую видит зритель. Только начав работать здесь, я понял, насколько важен каждый человек, который участвует в процессе создания спектакля. Для меня театр – место творчества огромного числа людей.
Когда я выхожу на сцену в качестве дирижера, меня обуревают самые разные, зачастую противоречивые чувства. Это и волнение и, одновременно с этим, внутреннее воодушевление от того, что вместе с оркестром мы будем заниматься достижением общих художественных целей.
Театр я назвала бы уникальной средой, которая дает очень много возможностей для творческой реализации. Но здесь, в этой системе, есть как плюсы, так и минусы. И их понимаешь, уже находясь внутри. Но однозначно это пространство учит очень многому, помогает взаимодействовать с самим собой и смотреть на себя со стороны.
Я испытываю большое удовлетворение, когда получаю сообщения от зрителей, подарки, цветы, эмоции. Эмоции детей – это вообще отдельная награда, потому что детей, мне кажется, сложно обмануть. И если ребенок поверил и тебе искренне удалось тронуть детское сердце, это действительно дорогого стоит.
Невозможно просто выбрать только одну постановку. Мир многогранен, и сковывать себя только каким-то одним пунктом назначения – это обкрадывать себя. Мне очень дороги роли, партии балета, которые есть в репертуаре. И хочется его обогащать.
Театр – бесконечная гонка, ритм. Это безостановочный процесс, когда приходишь на спектакль в качестве зрителя, ты даже не думаешь о том, какая работа была проделана для того, чтобы все состоялось. Какая жизнь происходит за кулисами, а она большая, полноценная и включает в себя удивительные вещи.
Для каждой постановки мы строим отдельный город. Любой спектакль индивидуален и уникален. От идеи до реализации проходит порядка девяти месяцев. Сначала ты знакомишься с новым проектом на словах или бумаге, потом это становится гигантскими декорациями, и все это у меня лично вызывает особое, сложноструктурное чувство. Невозможно работать в театре и быть равнодушным к процессу, тогда ты из него просто выпадаешь.
Когда я прихожу на премьеры и генеральные прогоны, я получаю подтверждение, некое резюме о проделанной работе. Мне свойственен перфекционизм, я замечаю ошибки и недочеты, но то, что проект доведен до своего логического завершения, все равно приносит удовлетворение.
Подготовка роли состоит из нескольких этапов: выучка и проработка партии с концертмейстером, продумывание персонажа, образа, работа с режиссёром, дирижером, месяцы репетиций. И за каждым выступлением стоит огромная команда. Несмотря на то, что во время действия зрители видят только артистов и оркестр во главе с Маэстро, за сценой живет и дышит театральный организм: до, во время и после спектакля работают помощники режиссера, реквизиторы, монтировщики, костюмеры и многие другие. Без их поддержки мало что было бы возможно.
Для меня опера – это нечто грандиозное и эпохальное, венец всех искусств. Это великий жанр. Меня часто до слез трогают истории, которые ложатся в основу сюжета. В соединении с гениальной музыкой они вызывают катарсис.
Текст: Елизавета Шевченко
Дизайн: Татьяна Курьякова
Фотограф: Федор Битков
Оператор: Егор Ветохин
Стилист: Дарья Зотова
Визажисты: Евгения Полянская, Ольга Мироненко @lenayasenkovateam
Монтаж: Тарас Хохлов
Ассистенты фотографа: @ez_lights
Ассистент стилиста: Диана Магомедова
Ассистент продюсера: Елена Бородина
Продюсер: Анастасия Фридман