#НОВОСТИ

«Закрытая школа», «Измены», «Закон каменных джунглей»: продюсер Николай Акопов о съемках легендарных российских сериалов

Николай Акопов — продюсер, один из создателей самых популярных проектов для российского телевидения, кино и онлайн-кинотеатров, в числе которых «Закрытая школа» (лучший хоррор-сериал 2011 года), «Измены» (лучший сериал 2016 года), «Ольга» (лучший комедийный сериал 2017 года) и «Чернобыль. Зона отчуждения» (первый отечественный сериал, снятый в США). В киноиндустрии с 2004 года — за это время он успел поработать в компаниях «Амедиа», Good Story Media и 1-2-3 Production, основать студию Ratpack Production и обучить множество специалистов, которые успешно работают в России и других странах.

В чем заключается работа продюсера? Как создать успешный сериал? И с какими сложностями сталкиваются киношники во время съемок?

Об этом мы поговорили с нашим сегодняшним героем. 

Как вы стали продюсером? 

Важно не название, а содержание работы. Мы все в той или иной степень продюсеры. Когда рассказываем сказки детям, делимся новостями с коллегами, пересказываем анекдоты, заказываем товары на маркетплейсе. Мы создаем, оставляем след. Вот мне нравится делиться историями с людьми. Причем чаще с незнакомыми. Звучит как-то «маньячно»? Но это естественное, здоровое и полезное желание. Всем рекомендую «продюсирование». 

Когда-то я начинал в компании «Амедиа» и прошел долгий путь от самых рядовых должностей до продюсера. У меня совсем не было понимания, как и чем заниматься, все приходило в процессе. Мы делали одни из самых популярных проектов того времени, вроде «Не родись красивой» или «Закрытой школы». Возможно, сейчас они кому-то покажутся наивными, но для своего времени это были очень заметные сериалы, которые многое дали индустрии. Доля аудитории достигала 30% — сейчас такого внимания невозможно добиться даже во время финала чемпионата мира по футболу с участием сборной России. Я начинал вместе с известными сегодня профессионалами — такими режиссерами, как Олег Асадулин, Константин Статский, Феликс Герчиков. 

Почему именно это направление? 

«Продюсер» для меня не цель, а средство. Я могу влиять на историю, которую мы рассказываем зрителям. Прежде всего на этапе написания или рерайта сценария. 

Далее многое зависит от кастинга. Например, в «Изменах» мы утвердили на роль «Вадима» Михаила Трухина и уже собирались подписывать договор, но тут актер сообщил, что не может сниматься по ряду причин. Оговорюсь, что он никого не подвел, так как предупредил заранее —  насколько мог. Однако я уже начал съемки и делать перекаст было бы очень сложно. Но самое главное — мы бы потеряли замечательного артиста. Я не опустил руки и буквально затащил Михаила в проект. Спасибо ему, что согласился! Уверен, персонаж в исполнении любого другого актера получился бы не таким запоминающемся и это повлияло бы на конечное восприятие зрителем. 

Такие ситуации, кстати, в нашей индустрии встречаются часто — хороших артистов не так много… Александра Петрова и Юрия Борисова тоже пришлось убеждать сниматься в «Законе каменных джунглей», подробно объясняя весь потенциал проекта. Мы поддержали режиссеров в выборе актеров, приложили сверхусилия и ни разу не пожалели.

Есть ли секреты удачного кино? Если да, то расскажите о них. 

Нет и не будет никакой формулы удачного кино. Кто говорит иначе — лжец! Часто все слагаемые успеха присутствуют, но проект не выстреливает или хуже — проваливается. У меня таких примеров не много, но они есть.

Если говорить про коммерческие проекты, например, праймовые сериалы для ТНТ, то можно предусмотреть многое — от захватывающего сценария, талантливого актерского состава и режиссера до киношного подхода при съемках, но точно предсказать успех не сможет никто, и не важно Брэд Питт или Михаил Галустян у вас в главной роли. 

Могу сказать уверенно про свой метод — важно честно отдаваться проекту на 200% и тогда, скорее всего, высшие силы, отвечающие за «киносчатье» помогут. Что такое 200%? Не закрывать глаза на слабые места сценария, доводить до идеала. Верить режиссеру и идти с ним до конца, дожимать кастинг. Уважать и лелеять группу, искать лучшие локации. 

К примеру, сериал «жЫЫЫзнь» нам было бы проще снять в Подмосковье, но мы придумали целое профессиональное приключение и поехали в непростую экспедицию в три региона с группой в несколько сотен человек, караваном из грузовиков, заполненных реквизитом, декорациями, пастижем. Сложно? Да сложно, но так честно. И для меня это единственный возможный путь работы продюсера.

Как создаются рейтинговые сериалы и почему мы не можем остановиться при просмотре? Как работает захват внимания в киноиндустрии? 

Как говорил Заратустра: «Сценарий, сценарий и еще раз сценарий». По хорошему сценарию снять провальное кино легко, но снять хороший фильм с плохим сценарием невозможно. 

Когда я читал «Закон каменных джунглей» (автор — один из лучших сценаристов у нас, а может и в мире, Илья Куликов), сразу было понятно, что это произведение, а не текст, составленный по правилам. Это не значит, что он был составлен вопреки правилам. Но сценарий увлекал с первых строк. Ты не думал о трехактной структуре или мотивации персонажей. Было просто интересно и это сразу выделило проект из множества других. То же самое было и с «Изменами» (сценарист — Дарья Грацевич). Иными словами, если читать интересно — скорее всего, штука стоящая. Для меня это первый этап оценки. 

А дальше, если сценарий написан не в формате или что-то не работает, начинаются рерайты. Драфтов бывает по несколько десятков. И это не то, чтобы очень ненормально. К счастью, я с таким еще не сталкивался. Хорошо, когда ты не прячешь голову в песок — авось пронесет, а сразу признаешь слабые места и исправляешь. Гораздо дороже эти лакуны обойдутся уже во время постпродакшна. 

Есть краткая подсказка — всегда и во всем должно быть сочетание несочетаемого, то, что называют конфликтом, черное и белое. Гениальный логлайн: воспитатель детского сада перевоспитывает уголовников («Джентльмены удачи»). Или учитель химии использует знания для изготовления идеальных наркотиков («Во все тяжкие»). Дальше, что не пиши — любая сцена про это будет интересной. Если придумал такое — то у тебя неплохие шансы на «Оскар» или «Золотой орел», в зависимости от континента, на котором находишься.

Расскажите о самых успешных ваших работах. Почему вы считаете их удачными? 

Если говорить о коммерческой удаче, то почти все проекты были успешными и давали хорошие рейтинги, что приводило площадки, каналы, онлайн-платформы к лучшим финансовым показателям. «Закрытая школа», «Ольга», «Иванько», «Закон каменных джунглей», «Полярный» — эти проекты получили продолжения в виде вторых, третьих и так далее сезонов и стали популярными у зрителей. 

А вообще был такой детский сериал «Классная школа» — один из моих любимых проектов. Удалось собрать талантливых артистов. До сих пор это практически единственный детский сериал в новейшей истории страны. Который к тому же, благодаря оригинальным производственным находкам, удалось снять за беспрецедентно небольшой бюджет. Было весело. И сериал до сих премьерится на разных площадках, выдерживает повторы и популярен у детской аудитории, несмотря на кажущуюся простоту. Снимать для детей — удовольствие!

Жизнь за кадром: три самые забавные истории с киноплощадок?

Каждый день преподносит что-то новое. Как правило, забавным это начинает казаться потом, спустя большое количество времени, а в моменте это скорее задача…

Вспоминаю, как для одного проекта надо было снять сцену в салоне самолета. Арендовать реальный самолет, когда у тебя всего несколько съемочных дней и не очень большой бюджет, практически невозможно. Но отказываться от этой сцены не хотел. Решили построить декорацию буквально из подручных средств, художник-постановщик талантливо обыграл сложные в изготовлении элементы декорации — иллюминаторы, «спродюсировав» их буквально из туалетных сидушек, купленных на рынке. За кадром выглядело, как сейчас сказали бы, кринжово, но в кадре было то, что надо!

Для другого проекта снимали эпизод, где одного из героев убивают прямо в салоне автомобиля в лучших традициях «тарантиновского» кино. Забрызгали искусственной кровью абсолютно все, и не только в интерьере, но и снаружи машины. Автомобиль в таком состоянии должен был появляться еще несколько дней в связанных сценах. Сцена убийства снималась на отдаленной локации и после съемок машину надо было отогнать обратно на стоянку. В целом, каждый украшает свой автомобиль как хочет, но характерные красные пятна все-таки вызвали вопросы у правоохранительных органов. Мы не сразу заметили, что полиция с мигалками едет за нами, так как после сложной смены слушали музыку на полную и были увлечены разговором о предстоящих съемках. Полицейские долго моргали фарами, ругались в громкоговоритель, но мы не реагировали. Когда мы наконец заметили «копов на хвосте», было поздно — нас обгоняет разъяренная полицейская машина, резко прижимает к обочине и выбегают, как в фильмах Тарантино, полицейские с пистолетам наготове, буквально выкидывают нас из машины, обыскивают и все в таком духе. Долго объяснялись, но закончилось все мирно. Они тоже оказались фанатами Тарантино.

Еще одна частая головная боль организаторов производства — неудобные объекты. Особенно сложно, если деятельность съемочной группы из 100+ человек начинает залезать в пространство других, не связанных с кино и не заинтересованных в твоем проекте, людей. Многоквартирные дома — яркий тому пример. Нашему оператору было необходимо иметь контролируемый свет, чтобы, например, снимать в темное время суток утреннюю сцену. Для этого на платформу автовышки ставится мощнейший прибор холодного света, который имитирует солнце. Каждое утро в 6:00 скайлифт поднимался и опускался с диким шумом. И вот в один из съемочных дней сосед, молодой парень, привел к себе домой из клуба девушку, чтобы заняться, ну вы понимаете чем… И тут раздается невероятный скрежет и ему в окно светит прожектор вертолета, или НЛО, или что он там в эту минуту подумал. Испуганный молодой человек, завернутый в одно полотенце, босиком выбегает на лестничную площадку и понимает, что это обычные киношники. Был злой, но потом вместе посмеялись. 

А вообще, посмотрите фильмы Пола Сида «Когда вы будете готовы, мистер МакГилл» или Барри Левинсона What just happened, в переводе «Однажды в Голливуде» (не путать с одноименным фильмом Квентина Тарантино) — это квинтэссенция того, что происходит в кино.