Фото: Георгий Кардава
Его имя знают все в шоу-бизнесе, а вот о нем самом известно не так много. Заур Засеев, режиссер Hoodyakov Production, человек не публичный. Говорят, он просто одержим работой и может по несколько суток проводить на съемочной площадке, не спать и не есть, пока не добьется результата, и здесь не до тусовок. PEOPLETALK узнал, чем еще живет клипмейкер.
ОБ ОБРАЗОВАНИИ И РАБОТЕ
Я учился и в России, и в Америке, но считаю, что главный мой институт — съемочная площадка. Я убежден, что человек должен всему учиться на практике. Работать в одной группе с профессионалами намного продуктивнее, чем любая лекция. Этим и отличается подход американской системы обучения, например в American Film Institute (AFI). С первой недели студенты уже были на реальной съемочной площадке и учились всему во время работы. Это круто и правильно. И еще очень важно, чтобы молодых людей учили правильным взаимоотношениям друг с другом. Первое, что сказали нам в институте: «Посмотрите на людей вокруг, вот эти люди будут строить ваше будущее». И это абсолютная правда.
Я посоветовал бы нынешним студентам максимально быстро найти дорогу в реальный процесс создания клипа, фильма или рекламного ролика. И неважно, кем работать, главное – быть частью команды и понимать все процессы. Не надо ничего ждать и думать, что кто-то что-то сделает для тебя и чему-то научит. Учиться нужно самому.
После института я работал в рекламных агентствах на позиции копирайтера в составе креативной группы, но быстро понял, что работа в офисе не для меня. А затем попал в «Базелевс» Тимура Бекмамбетова (54). Мои друзья устроили мне встречу с Тимуром, которая продлилась около 35–40 секунд. Меня спросили, хочу ли я работать. Я сказал да. Второй вопрос: «Можешь управлять людьми?» Я без раздумий ответил да, не понимая, к чему они ведут. Подумал, может, он хочет назначить меня суперначальником? Так я стал вторым режиссером.
Мне повезло, меня сразу бросили на сложные в производстве картины, такие как «Черная молния», напичканная трюками, с перекрытием основных магистралей города. Я ходил очень важный по закрытой Тверской улице, и все ждали моей команды «Начали»! Это было очень круто.
На съемках картины «Выкрутасы» мне приходилось управлять детьми, даже разучивать с ними футбольные комбинации. Продюсерам это вроде как нравилось.
Можно сказать, что моей реальной киношколой стал «Базелевс», и я благодарен людям, которые в меня тогда поверили и доверились мне.
В рекламу и клипы я пришел с кинобагажом, а также четким пониманием тайминга и ответственности по отношению к мелочам. Потом я познакомился с Пашей Худяковым (32), мы работали на многих проектах вместе, снимали клипы и фильм «Одноклассники», где я был вторым режиссером. Я набирался опыта, подсматривал за приемами съемки, учился всяким хитростям. В один прекрасный день Корнелия Поляк, генеральный продюсер Hoodyakov Production, сказала, что мне пора снимать самому. Теперь могу сказать, что если киношколой для меня был «Базелевс», то университетом – «Худяков Продакшн». Так я стал режиссером.
Мне в жизни очень повезло, потому что я всегда работал с людьми, которые мне нравились. Мне никогда не приходилось заставлять себя идти на работу. А сейчас могу сказать, что работаю с друзьями. И это очень круто.
О РЕЖИССУРЕ
Когда я работал вторым режиссером, мне часто казалось, что первым работать несложно. Смотришь, думаешь: «Ну да, вроде красиво», я тоже так смог бы. Действительность открылась для меня в тот момент, когда я понял, что абсолютно все теперь зависит от меня. Любой шаг, взгляд, цвет майки. Ты на все должен знать ответ! За все ты отвечаешь! При этом ты еще должен внушать доверие всем вокруг, что всё идет по плану, что всё получится.
На самом деле, если говорить серьезно, это дико круто, когда приходит идея и ты точно знаешь, как ее реализовать. Когда ты раз 200 просмотрел в голове этот кадр и смог правильно донести задачи до команды. Круче этого может быть только то, когда в мониторе видишь всё, что жило в твоей голове, и картинки сходятся!
Я уверен, что для любого режиссера важна команда, с которой он работает. Идеально, если это твои друзья (как в моем случае). Люди, которые переживают с тобой и помогают во всем. Тогда ты можешь довериться им и быть уверенным, что картинки сойдутся. Бывает, после 30-часовой смены мы, уставшие и довольные, еще часа два сидим вместе и обсуждаем, как все было. Это и есть счастье работать с друзьями.
С каждым проектом я чувствую, как растут мои режиссерские силы! Мы постоянно поднимаем планку и делаем наши работы лучше и качественнее. Мне кажется, для режиссера важно не скатиться в состояние потока каких-то средних работ и требовать от себя максимум на каждом проекте. И пока это будет так, человек может называться режиссером. А по-другому я не хочу. Да и друзья не позволят!
КАК РОЖДАЮТСЯ ИДЕИ
В муках! Идеи приходят, проходят много этапов в голове, проверку на «это уже было», «это как-то скучно» и так далее. Если все этапы прошли, идея начинает развиваться. Важно при этом сразу обсуждать и складывать идеи совместно с оператором, сразу визуализировать их. Очень сложно словами передать состояние, кода тебе нравятся идеи и ты понимаешь, что тебе самому будет интересно это посмотреть.
Идея – это, наверное, самое главное. Говорю «наверное», потому что в нашей работе важно все!
ЛЮБИМЫЙ ФИЛЬМ
Их много. Люблю старые фильмы. Люблю, когда перестаю замечать и думать, как они снимали это или где была группа в этот момент. Не очень часто хожу в кинотеатры. Не люблю, когда заканчивается фильм. Не потому, что взахлеб смотрю его, меня просто бесит момент, когда я понимаю, что вот сейчас, примерно через минуту, начнутся титры и все станут собираться и отряхиваться от попкорна.
А знаешь, что такое хороший художественный и хороший документальный фильм? Хороший художественный – это тот, который показался тебе документальным, а хороший документальный – художественным. Это я сам придумал. Правильно же?
СОВЕТ НАЧИНАЮЩИМ РЕЖИССЕРАМ
Я на самом деле уже какие-то вещи сказал. Наверное, стоит добавить, что никогда не нужно относиться к себе как к начинающему режиссеру. Нужно быть уверенным в себе. Ничего не жди, начинай работать. Снимай, монтируй, доснимай, перемонтируй, показывай всем подряд и этим живи.
О РАБОТЕ СО ЗВЕЗДАМИ
С ними классно. Неважно, сложный это человек или простой. Мне как-то всегда удавалось сразу находить общий язык с артистами. Это никогда не было для меня проблемой. Надеюсь, что после того, как я об этом заявил, ничего не изменится.
Я очень творчески жадный человек. Если я вижу, что артист классно отыграл сцену в нескольких дублях, то мне хочется, чтобы это увидел зритель, ведь действительно сложно из нескольких вариантов выбрать самый лучший. Поэтому я очень рад, что есть такая вещь как Instagram. Туда можно разместить не вошедшие в финальный монтаж клипа дубли, которые достойны того, чтобы зритель их увидел. Этим я и занимаюсь. Поклонники в восторге.
К ЧЕМУ СТРЕМИТСЯ
К совершенству! Тут еще работать и работать! (Смеется.)
ОТНОШЕНИЕ К КРИТИКЕ
Когда как. Если человеку доверяю, прислушаюсь к его мнению. А потом, вкусы разные. Это как «красивый человек идет по красивой дороге». Каждый представит свое. И пусть попробует доказать, что его человек красивее и дорога его живописнее. Мне моя дорога по душе.
О ДЕТЯХ И ОТЦОВСТВЕ
У меня трое детей: две дочери и сын. Мне всегда нравится слушать их мнение о моей работе. Я стараюсь понемногу привлекать их к творчеству. Иногда мы придумываем вместе сценарии. И им прикольно, и мне. Старшая дочь Лера снимает разные забавные видео. Когда она в первый раз прислала мне смонтированное на iPhone видео или фотографию в кафе с лучами солнца, я был очень удивлен. Это уже операторские штучки! Здорово, что она это видит. Посмотрим, что она выберет.
Сын Ролан классно поет и занимается музыкой. У него невероятное чувство ритма, он играет на ударных. Мне всегда нравились барабанщики, я и сам мечтал научиться. Вот, осуществляю свою мечту через сына. (Смеется.) Вера, младшая дочь, кажется, скоро будет писать для меня сценарии. Она умна не по годам, с тонким чувством юмора. Короче, классные они ребята.
ПРИМЕТА
Я знаю одну вещь, которая работает со мной всегда. Если я очень сильно переживаю перед съемкой, тогда все идет как по маслу, а когда я спокоен, начинаются приключения. Может, просто не надо расслабляться и стоит всегда серьезно относиться к делу?
КТО ВДОХНОВЛЯЕТ
Близкие мне люди. Моя семья, друзья. Люди, которых я люблю и без которых мне нельзя.
ДЕВИЗ ПО ЖИЗНИ
«Придумай для себя какой-нибудь крутой девиз и живи уже с девизом, как все классные ребята!» Эта мысль и стала, наверное, уже девизом. В общем, я в активном поиске. (Смеется.)
ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ
Это слишком сложный вопрос. Я не могу без подготовки на него ответить. Мне нужно еще лет 20–30. Не понимаю пока. Встретимся тогда, и я обещаю ответить еще на два вопроса – о смысле жизни и о том, что такое любовь.
ЧЕГО БОИТСЯ
Я же осетин, как я могу чего-то бояться? Я боюсь, что кто-то подумает, что я чего-то боюсь. Вот этого страшно боюсь! (Смеется.)
О ЧЕМ МЕЧТАЕТ
Есть одна мечта. Нельзя ее рассказывать, чтобы сбылась. Можно я не буду отвечать? Когда сбудется, ты поймешь. Я же стану самым счастливым человеком!
ЧТО МОЖЕТ РАСТРОГАТЬ
Это один из главных моих минусов. Я слишком сентиментальный человек. Меня можно выбить из колеи какой-нибудь фигней. Но ненадолго.
О ЧЕМ ЖАЛЕЕТ
Жалею, что не могу остановиться в тот момент, когда заранее знаю, что обязательно пожалею о сделанном. Дебильный характер.
МЕСТО, КУДА ГОТОВ БЕСКОНЕЧНО ВОЗВРАЩАТЬСЯ
Домой. Конечно, домой. Я очень люблю свой дом.
О ДРУЖБЕ МЕЖДУ МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ
Дружба, конечно, возможна! Если они родственники. (Смеется.)
О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ
Я не люблю строить планы. Планировать можно съемочный день, но даже он меняется в процессе. Начни планировать жизнь – все пойдет по другому пути. Хорошо, что в планах у меня не было стать режиссером! Это была моя мечта, и она сбылась, поэтому теперь я могу о ней рассказать.