Давай честно: отвлекись от этой статьи прямо сейчас и прикинь, сколько времени ты проводишь в «Инстаграм». Не удивимся, если в любую свободную минутку ты заглядываешь в смартфон, чтобы полистать ленту. Одна фото, вторая, третья… Почти с каждой из них на тебя глядят идеальные лица с точеными носами, высокими скулами, пухлыми губами и распахнутыми глазами. Нравятся нам они или нет, но в какой-то момент подобные образы становятся некими ориентирами, стандартами красоты. И если кто-то безусловно принимает и любит себя таким, какой он есть, то другой мечтает любыми способами дотянуться до заданной планки. Тем более когда это стало так доступно: увеличила здесь, уменьшила там, отшлифовала в фоторедакторе – и вот ты уже инста-богиня. Мы решили сойти с конвейера чтобы оценить ситуацию трезво: чем опасен такой подход к красоте? И как недобросовестные специалисты наживаются на тех, кто всего лишь хочет стать «лучшей версией себя»?
«Начало»: как заронить мысль о том, что всё поправимо
«Сделанная», – думаешь ты, глядя на очередную рандомную девушку в «Инстаграм». «Но очень красивая», – по инерции докатывается новая мысль. Если бы перед нами мелькали только модели! Но через раз мы попадаем на рекламу косметолога, готового подарить скулы Джоли, губы Шейк и лисьи глазки Беллы Хадид. Быстро, просто и, главное, не так уж и дорого.
Анна Дычева, бьюти-эксперт, член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации и организатор InterCHARM
«Косметологические процедуры немного тривиализировались в сознании потребителя, – рассуждает Анна Дычева, бьюти-эксперт, член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации и организатор InterCHARM. – Другими словами, восприятие косметологии упростилось. Активная реклама, легкие публикации про «укольчики красоты» и эффектные коллажи пациенток «до» и «после» создали у потребителей ощущение, что эстетическая медицина не требует вдумчивого подхода. Таковым я называю выбор специалиста, поиск второго и третьего мнения, сбор анамнеза, «фиксирование» и запоминание того, что когда-то уже делалось». Куда легче сохранить в «Избранное» картинку и записаться в директе к косметологу по акции, правда?
«У массового потребителя нет понимания, что любой акт по преображению себя – это медицинская манипуляция, после которой могут быть последствия. Желание сделать подешевле и побольше затуманивает сознание, и в этом обмане есть две стороны. Одна готова быть обманутой (ведь так хочется верить в то, что можно измениться быстро и дешево, моментально вернув молодость). С другой стороны, есть специалисты, которые просто делают свой бизнес, и с этой точки зрения было бы странно, если бы они сдерживали клиента».
Юлия Чеботарева, врач-косметолог, opinion leader аппаратных и инъекционных технологий, основатель клиники «Эстелаб»
«В Instagram больше женщин: 59 % против 41 % мужчин. Преобладают пользователи со средним доходом (39,3 %) и выше (32 %). Больше всего пользователей в возрасте 25–34 лет, – приводит статистику Юлия Чеботарева, врач-косметолог, opinion leader аппаратных и инъекционных технологий и основательница клиники «Эстелаб». – Сегодня Instagram в России – это четвертая по популярности сеть поиска информации после «Яндекс», Google, Youtube. И в выборе врача-косметолога, дерматолога в том числе. Нет ничего удивительного в том, что огромное количество подписчиков становится, как правило, доказательством экспертности.
В соцсетях интересный копирайтинг и эффектный фото- и видеоконтент могут вызвать большее доверие, чем научные факты
Между тем виртуальная реальность условна: фильтры, спецэффекты, ракурс, освещение, монтаж и прочее могут искажать факты. И если в реальной жизни врач и учреждение с медицинской лицензией несут административную и даже уголовную ответственность (за помещение, за лицензию на каждый кабинет, за свои действия по отношению к пациенту), то в соцсетях интересный копирайтинг и эффектный фото- и видеоконтент могут вызвать большее доверие, чем научные факты. Так, личное мнение «инстаграм-врачей» выдается за экспертное, и им начинает доверять масса подписчиков».
Косметолог или «мясник»?
Страшно представить, насколько широкая аудитория у непрофессиональных косметологов. Одному только «косметологу-мяснику» (как его именуют на просторах Интернета) Емельяну Брауде – коучу без медицинского образования – удалось организовать целую секту «серых» косметологов. А это более тысячи «мастеров» по всей России и ближнему зарубежью, каждый – со своим аккаунтом в «Инстаграм». Все начиналось с того, что Емельян ассистировал профессиональному косметологу на веселых мастер-классах с шампанским, а потом и сам подхватил идею и шприц в свои руки. Спустя некоторое время у него появились и ученицы, и собственные технологии. Удивительно, но лжеэстетисту до сих пор удается обходить закон и не нести ответственность за страшные последствия подпольной контурной пластики. В «Инстаграм» то и дело появляются шокирующие результаты его работ: отеки Квинке, некроз тканей, анафилактический шок и даже оставленные в тканях части поломанных игл!
Выходить сухими из воды горе-косметологи умудряются не только благодаря мерам предосторожности (не принимать деньги на личную карту, закрывать кабинет на ключ, пускать строго по одному и т.д.). Некоторые «специалисты» готовы платить щедрые компенсации своими жертвам. По слухам в Сети, скандальная «Доктор Тома» откупилась от одной из своих пациенток полумиллионом рублей и таким образом избежала суда.
Алена Саромыцкая, косметолог высшей категории, международный тренер по ботулинотерапии и основательница сети клиник Professional
«К сожалению, не все врачи-косметологи понимают свое призвание. Часть тех, кто рекламирует свои услуги в «Инстаграм», банально не имеют высшего медицинского образования, не говоря о курсах повышения квалификации. Другая часть молодых специалистов уверена, что самые простые уколы ботокса в лоб – это максимум возможного. Ограниченный кругозор не позволяет им увидеть проблему или задачу комплексно, они не могут спрогнозировать отложенный результат.
Нередко из-за такого отношения к пациентам горе-врачи выбирают для работы некачественные препараты. Такие псевдомастера дискредитируют всю эстетическую медицину, и, к сожалению, из-за этого рождается много опасных мифов», – предостерегает Алена Саромыцкая, косметолог высшей категории, международный тренер по ботулинотерапии и основательница сети клиник Professional. – Как один из примеров: часто люди приходят на консультацию, начитавшись в Интернете про процедуры с «авторскими коктейлями», и хотят сделать то же самое из соображений моды, не задумываясь о последствиях.
«Авторские» коктейли, которые вводятся в кожу, – это табу. Никто не знает, что в них добавляется и в каких условиях эти «миксы» смешиваются
В таких случаях важно не поддаваться массовому помешательству и ориентироваться только на сертифицированные препараты и медицинские изделия! И не стесняться требовать документы. Вышеупомянутые «авторские» коктейли, которые вводятся в кожу, – это табу. Никто не знает, что в них добавляется и в каких условиях эти «миксы» смешиваются. Естественно, на такую продукцию не будет сертификатов. Звучит невообразимо, но с помощью «авторских» коктейлей даже делают нехирургическое уменьшение носа – состав буквально размягчает хрящ. Поразительно, что этим занимаются вполне себе «звездные» косметологи».
В поисках правды о косметологах
На волне расцвета культуры подпольных косметологов начало развиваться и противоположное движение. Так, большую популярность в «Инстаграм» набрало сообщество «Правда о косметологах», разоблачающее горе-экспертов и дающее консультации пациенткам, среди которых и жертвы, и новички. Самым забавным оказывается то, что, судя по словам самого админа «Правды», у борца за справедливость в мире бьюти… тоже нет медицинского образования. «Кому тогда верить?» – логично интересуемся мы?
Врач-косметолог Юлия Чеботарева наблюдает обратный эффект обсуждения популярных процедур в медийном пространстве. «Процедуры с клиническими исследованиями на эффективность и безопасность обрастают бытовой мифологией – один негативный комментарий хейтера, и может возникнуть пожар! И никакие ссылки на клинические исследования и регистрации не смогут убедить и успокоить подписчика, который, не имея профильного медицинского образования, попросту сливает свой личный негатив».
Здравый подход
Елена Крохмалева, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биорегуляции и геронтологии, эксперт Ассоциации «Объединения специалистов по антивозрастной медицине»
«В последние пару-тройку лет косметология, благодаря таким вот инстаграм-скандалам, действительно переживает некоторые трудности с доверием пациентов, – рассказывает кандидат биологических наук и медицинский консультант Елена Крохмалева. – Всегда стоит помнить, что косметология – это вид медицинской деятельности, и оказание таких услуг возможно только при наличии лицензии на таковую. Ходить по «домушникам» – это прямая дорога к травмам, осложнениям и даже смерти. Но даже если вы идете в какой-либо салон красоты впервые, обязательно обратите внимание на наличие лицензии, квалификацию врача и персонала и выполнение санитарных требований и мер безопасности.
Здесь мы могли бы показать, как может выглядеть настоящий диплом, но не публикуем документ из соображений безопасности: обманщики могут растиражировать фото оригинального диплома и работать по нему
В клинике или салоне красоты, которые дорожат своей репутацией и думают о здоровье своих пациентов, обязательно проводят консультацию эндокринолога (или отправляют к специалисту отдельно), прежде чем делать какие-либо внешние процедуры.
Зачастую пациенты, недовольные результатом, либо имели завышенное ожидание от эффекта, либо не прошли консультацию у специалиста эндокринолога и гинеколога. Большинство проявлений внешних изменений на коже – это результат какой-либо патологии внутри организма. Задумайтесь, прежде чем лечить акне или розацеа – будет ли эффективен, например, пилинг, или он станет лишь временным облегчением? Необходимо грамотно подходить к своему здоровью и своему организму в целом. Сейчас появляются врачи-превентологи, которые рассматривают пациента не как «расчлененку» с губами, кожей и носом, а как организм в целом. И не удивляйтесь, если косметолог отказал вам в процедуре, пока вы не сдадите анализы и не пропьете определенные БАДы, работа с органами и тканями – это современный и грамотный подход в коррекции проблем лица и тела».
Какие документы должны быть у врача-косметолога в обязательном порядке
- Университет — 6 лет, ординатура — 2 года;
- Повышение специализации по врачебной косметологии — 540 часов (специальный диплом гособразца);
- Специализация по лазерной косметологии (документ гособразца), если речь про лазерную эпиляцию;
- Дипломы по обучению на конкретном препарате, аппарате или косметическом средстве.
«Развод» со скандалом: ловушки, которые расставляют нам недобросовестные врачи
«Оптом дешевле»
Первое и главное – то, о чем мы уже писали выше, – это обещание всего и сразу, да еще и по акции. Распространенные процедуры по бьютификации лица (контурирование скул, губ, висков и носа) у разрекламированных косметологов часто проводятся на потоке. Буквально: уже в зоне ожидания девушкам наносят анестезию, а когда конвейер переносит пациентку на кресло, оказывается, что шприцем орудует ассистент любимого «инстаграмного» косметолога, фото которого ты сохраняла себе в закладки… Мастера экономят не только собственное время, но и деньги: каждой известны истории о плачевных последствиях после инъекций поддельными препаратами. Лопнувшие от отека губы с вытекающим гелем, нос, изменивший цвет и форму после «безоперационной ринопластики», и скулы-утюги – некоторые из последствий непрофессионализма врача и использования некачественных составов. От препарата на основе гиалуроновой кислоты, попавшего в сосуд, можно ослепнуть, а от анафилактического шока (сильной аллергической реакции на анестезию) – и вовсе умереть. Стоит ли советовать быть бдительной при поиске косметологов через соцсети?
«Здесь нужен курс»
Очень распространенная схема – объяснять пациенту, что ему нужно делать курс, например пилингов. Так, чтобы избавиться от пигментных пятен, пациенткам предлагают от двух и более процедур. На самом деле в подавляющем большинстве случаев это не нужно. Пилинг работает на всей поверхности кожи, а не локально с пигментными пятнами, и снимает тонкий поверхностный слой эпидермиса. Пигмент же живет гораздо глубже. После курса пилингов пятна действительно могут стать светлее, а то и вовсе исчезнуть, но при первых лучах интенсивного солнца появятся вновь. Какой из этого следует вывод? Всегда советуйся с несколькими специалистами: иногда вместо долгого (и дорогого) курса одной процедуры эффективнее и проще сделать другую. В случае с пигментными пятнами это может быть аппаратная фототерапия.
«Зачем вам ботокс и / или хирург?»
Пациенток, «подсевших на иглу» и попавших таким образом в ловушку косметологов, видно издалека. Это женщины с раздутыми лицами, перекачанными мезококтейлями и гиалуроновой кислотой… Горе-специалисты им объяснили, что корректирующие инъекции типа ботокса им не нужны, потому что лучше всего «наполнить кожу влагой, и морщины пропадут самостоятельно». По такому же принципу советуют не прибегать к услугам пластических хирургов (например, при акцентировании скул), а «добавить туда еще чуть-чуть геля». Получается, что с помощью инъекций косметолог пытается перетянуть одеяло на себя и сделать максимум манипуляций за всех своих коллег-конкурентов по цеху. А это не столько смешно, сколько опасно! Ведь если каждые две недели колоть себе филлеры (а кто-то так делает!), то можно необратимо «раздуть» лицо. «Соскочить» с такого без птоза и обвисания кожи, увы, не получится. Кожа в таком случае никогда не будет выглядеть прежней для самой пациентки: без филлеров лицо будет казаться ей слишком морщинистым.
«Зачем вам ходить к косметологу?»
Обратная сторона той же медали – когда специалист по аппаратной косметологии отговаривает пациентку делать инъекции и даже запрещает уколы. Это объясняется просто: зачем «колоться», если я подтяну и увлажню кожу с помощью аппарата, без игл? Такой подход должен настораживать: скорее всего, косметолог просто хочет освоить весь твой бюджет самостоятельно. Это может быть бюджет как на косметолога, так и на пластического хирурга – ведь отговаривают не только от инъекций, но и от серьезных операций вроде блефаропластики, обещая убрать несовершенства, с которым на самом деле можно справиться только посредством скальпеля.
«Любой каприз прямо здесь и сейчас»
Когда нет очевидных показаний к пластике, хороший хирург сам отправит тебя к косметологу (а то и к психологу). А вот если врач готов принять пациента в ближайшие дни и сделать все, что тот пожелает, стоит насторожиться. Во-первых, хорошие доктора имеют плотную запись на многие месяцы вперед. Во-вторых, они дорожат своей репутацией и не будут оперировать без очевидных на то показаний (например, не проведут ринопластику, не увеличат бюст и не предложат липосакцию, когда вопрос решается в спортзале).
Как правило, недобросовестные хирурги не оставляют альтернатив и утверждают, что недочет можно убрать только с помощью операции. Например, отправляют на smas-лифтинг при небольшом птозе лица, с которым на данном этапе способны справиться аппаратная терапия или нитевая методика.
С другой стороны, если женщина хочет иметь «глянцевое», молодое, свежее и не уставшее лицо, рекомендации в 40 лет подтянуть овал не являются «разводом». Этот метод позволяет многим голливудским селебрити в свои 40–46 выглядеть на 32–35. Они делают smas-лифтинг где-то в 40 лет (что по нашим меркам очень рано), и при правильном образе жизни «застревают» в 30+ на 10 лет, а то и больше.
Красота не требует жертв: как защитить себя от ненужных и опасных манипуляций
Помимо трезвого критического мышления и стабильной психики неплохо обзавестись своим мини-консилиумом из как минимум трех специалистов. Пусть эта бьюти-команда состоит из косметолога, специалиста по аппаратной косметологии и пластического хирурга (желательно, чтобы они друг друга не знали). Задумавшись о будущей процедуре, обращайся к своей группе поддержки, а потом проанализируй и, возможно, обратись за мнением к другим врачам. Ведь главный момент в зарабатывании на нас для нечестного специалиста – попытка не просто показать себя как специалиста с выгодной стороны, но и поиграть на нашем незнании, объясняя, что все остальное тебе якобы совершенно не нужно и вредно. Сталкивая несколько мнений и прислушиваясь к своим ощущениям, ты обязательно поймешь, где истина.
Смотри, как собран анамнез и проведена консультация – насколько глубоко врач вникает в твою ситуацию. Косметолог Алена Саромыцкая советует обратить внимание, спрашивает ли доктор о том, какие процедуры ты делала ранее и какие препараты принимала. Если врач этого не делает, а сразу пытается навязать услугу – беги! Возьми на заметку: если врач отказывает тебе в процедуре по медицинским показаниям или из-за психологических аспектов – это высокий уровень профессионализма. Пациент может думать, что у него все ужасно с лицом и ему срочно нужна определенная процедура, но профессионал сможет отговорить его от этого, если к процедуре нет объективных показаний.
Почему мы ведемся на обещания моментального вау-эффекта?
Отсутствие знаний и критического мышления. И если первое вполне нормально (чтобы водить автомобиль, не обязательно быть механиком, а чтобы пользоваться услугами врачей-эстетистов – иметь медицинский диплом), то второе делает человека уязвимым и очень доверчивым.
Отсутствие терпения. Мы не раз писали о том, что бьюти-индустрия, как и мир в целом, ускоряется: пациентки хотят всего и сразу. Сложно дать себе время и играть «вдолгую», планомерно идя к результату, хотя только этот подход может дать гарантированный эффект.
Отсутствие любви к себе. Имеется в виду дисморфофобия – неприятие особенностей своей внешности и бесконечное стремление к недоступному идеалу. Пациентки, не проработавшие в первую очередь внутренние проблемы, становятся теми самыми «жертвами пластики», постоянно меняя черты лица и тела.
Отсутствие ресурсов. Бьюти-индустрия сегодня предлагает множество полумер: ринопластика без операции, похудение без тренировок… Зачем напрягаться, да еще и платить больше, если можно лечь на кушетку к косметологу и потерпеть пару уколов? Увы, «бесплатный сыр» хорош только на рекламных фотографиях. В реальной жизни можно попасть в «мышеловку» – не увидеть эффекта вообще (и в лучшем случае потерять только деньги) или получить дозу поддельного препарата и ряд осложнений.