Зеленый – молодость, белый – роскошь: что означали цвета в искусстве разных эпох
Сейчас разбираться в искусстве стало так же модно, как подражать сестрам Хадид. Пока все музеи закрыты, предлагаем окультуриваться вместе с нами. Подготовили экспертный материал о значении цветов в искусстве разных эпох с членом Творческого союза художников России и старшим преподавателем по живописи МГХПА имени Строганова Никитой Валерьевичем Акиловым.
Белый
Самый сложнодостижимый цвет для человечества, особенно в одежде. С древности считается признаком роскоши.
В Древней Греции белый был цветом траура, потому что кости именно такого цвета.
В Индии бог Шива тоже белый. В принципе, Платон его выделяет как цвет чистоты и считает его божественным. Поэтому у священнослужителей были белые одеяния. Цвет ассоциировался с отстраненностью и волшебством.
Белый цвет приобрел большое значение во второй половине XIX века. Когда английская королева Виктория выходила замуж, она впервые надела белое свадебное платье. Поэтому сложилась ассоциация с невестой. Раньше такого не было: в Древней Греции это был желтый цвет, в Риме – оранжевый.
Черный
Черный воспринимался как цвет бед и трагедий. Он имел положительный окрас только в Древнем Египте, так как плодородная земля в окрестностях Нила была черной, поэтому там это был цвет жизни. Также это и цвет смерти, бог Анубис был черным, но они к нему относились очень положительно.
В Средние века это был цвет колдовства, мрака и дьявола. К нему относились осторожно.
Во времена открытия Америки изобрели очень хорошие красители, и цвет тканей стал очень красивым. Знать стала одеваться в черное. В то время ходила эпидемия чумы, поэтому сложился вечный траур, так черный цвет стал очень популярным.
В живописи черный цвет использовали мало, он стал более популярен в XX веке. По нему, кстати, определяли поддельные картины.
Зеленый
В Древнем Риме зеленый считался цветом гомосексуалистов и молодости. В Средневековье он закрепился в мусульманских странах. Там было представление о рае исключительно в зеленом цвете. Считается, что пророк Мухаммед любил зеленый цвет, поэтому для христианина он означал что-то враждебное. В Германии зеленый был цветом любви, там в свое время была языческая зеленая богиня.
В эпоху Просвещения этот цвет носил негативных характер, так как в его состав входили ртутные соединения, из-за которых умирали люди. Считается, что Наполеон умер из-за того, что в его комнате на острове Святой Елены обои были покрыты зеленой краской. Химики из ртутных соединений делали зеленые пигменты, они были очень яркими, красивыми и сразу же вошли в моду.
В конце XIX века, когда люди массово боролись с употреблением абсента, зеленый стал считаться цветом отравления, коварства, зависти.
Желтый
В Китае желтый считался и считается цветом благополучия и богатства. Буддийские монахи до сих пор ходят в шафрановых тканях.
В Греции это был любимый цвет, он дорогой, и его могли позволить себе далеко не все. Он приобрел свое отрицательное значение лишь в XIX веке из-за французских порнографических романов, которые печатались с желтыми обложками, чтобы их легче было найти в магазинах. Оттуда пошло понятие «желтая пресса».
Красный
В Древнем Риме и в Средневековье это был цвет проституток, поэтому красная одежда была спорной. Также римляне считали красный исключительно женским цветом, так что, когда в кино римляне маршируют в красных костюмах, это смешно, такого не было на самом деле.
Что касается искусства, то этот цвет был очень популярен, особенно в темперной живописи. Красный служил ориентиром для художника. Цвет очень красивый и нарядный, люди, склонные к роскоши, очень любили красный.
После Октябрьской революции он приобрел какие-то негативные коннотации. Изначально красный – пасхальный цвет, религиозный. Революционеры отвергали бога и боролись с религией, поэтому для них красный цвет был нежелательным, но заменить его тоже было нечем, и художники стали использовать не красные оттенки, а немного розоватые.
Синий
Синий цвет использовался везде по-разному. Например, он был цветом Осириса в Египте и имел положительную окраску. В Индии он связан с небом и тоже считался положительным, потому что Вишну синий.
В Древней Греции Платон называл синий больше мужским цветом, чем женским. Древние римляне же, наоборот, считали, что это женский цвет и вообще цвет варваров. Он был явно негативным, это был цвет врага для римлян.
В раннем Средневековье синий цвет вообще не употреблялся. В XII веке, когда зарождалась готика, один религиозный деятель заявил, что это цвет Богородицы, именно так началась пропаганда синего цвета. Краска была очень дорогая, но, несмотря на это, стала дико популярной.
Синий цвет в живописи – признак роскоши. То есть если заказчик хотел показать все свое богатство и состояние в картине, то он заказывал художнику именно синие краски. Кстати, до XII века это был цвет дьявола. А в Японии синий цвет считался цветом бедняков, потому что он почти не выгорает и даже грязным выглядит достаточно нарядно.