Логотип Peopletalk

Экскурсия в ад: что такое обряд аяваски и почему его пробуют звезды

Главное изображение статьи
Реклама

«Страшно, очень страшно. Мы не знаем, что это такое. Если бы мы знали, что это такое, но мы не знаем, что это такое», — цитата из легендарного мема как нельзя лучше подходит для описания обряда аяваски. А еще точнее — для выражения эмоций после его прохождения. Что представляет из себя это действо и почему многие люди, в том числе звезды первой величины, решаются на такой сомнительный опыт? Прости, мы не пробовали — но выяснили у очевидцев по ту и другую сторону реальности.


«Совсем не пятизвездочный опыт»

Аяваска — одновременно и название отвара из «волшебных трав», и наименование обряда, который, по большому счету, состоит из распития зелья. Главный ингредиент аяваски — тропическая лиана, которую шаманы индейских племен собирают и готовят особым образом (что называется, не пытайтесь повторить это самостоятельно!). Ну а смысл действа, по версии духовных искателей, — выйти из оков тела и погрузиться в параллельную реальность, общаясь с сущностями иного плана и получая внеземной опыт. По факту же это — употребление сильного галлюценогена, эффект от которого схож с симптомами шизофрении. 

Фото: социальные сети

Если бы аяваской назывался коктейль, он бы состоял из ингибиторов моноаминоксидазы, алкалоидов гармина и гармалина и диметилтриптамина… взболтать, но не смешивать! Когда мозг взрывается от одних только названий, страшно представить, что происходит с организмом, когда все эти вещества действуют на него.

Множество летальных исходов (!) после употребления аяваски объясняют железной логикой: либо с духами удалось договориться и тебя отпустили обратно на землю,  — либо путешественнику попался злой демон, решивший забрать его жизнь себе. Никогда не знаешь заранее, что за дух тебе попадется…

Кадр из фильма «Мертвец»

Пощекотать себе нервы решаются не только отчаянные искатели приключений, но и звезды категории А. Стинг, Меган Фокс, Линси Лохан — и еще целая плеяда зарубежных и даже российских селебрити не раз летали в Перу за странным экспириенсом. Не сочти за рекламу: знаменитости не скрывают, что пережили далеко не самые приятные впечатления в своей жизни. Как выразилась Меган Фокс в интервью Джимми Киммелу, — обрели «совсем не пятизвездочный опыт». «Физически в тот момент я почти умерла», — делилась эмоциями Линдси Лохан в «Пусть говорят» у Андрея Малахова. А Стинг в своей биографии вспоминал: «Я не имел возможности понять, кто я, где я и откуда я. Я находился в голографическом, геометрическом, вращающемся «инопланетном» мире». 

«Вернувшиеся» в реальность знаменитости утверждают, что духовное обнуление помогло им начать многое в жизни с чистого листа. Но одно дело — откровения в телевизионных шоу и собственных книгах, и совсем другое — действительность без цензуры и «фильтров». Мы нашли очевидца, побывавшего по ту сторону реальности не без помощи чудо-лианы. По очевидным причинам он пожелал остаться неизвестным. Впрочем, это не помешало герою нарисовать объективную картину практики аяваски.


Аноним — бизнесмен, семьянин, духовный практик, масон

Это было примерно в 2011 году. Тогда шаманов из Перу «привозили» их ученики из Европы, считай, как на гастроли. Шаманов, к слову, известных, — их имена можно найти в Интернете. Например, у шаманов Гилермо и Шипимбо есть целая школа. Из джунглей в Москву приезжали их ученики и даже посвятили в шаманизм моего знакомого.

Сам процесс  начинается с окуривания помещения. Куришь шаманский табак «мапачо»… Кстати, я брал его семена и мы с другом даже засеивали их на Михайловском перевале. Высаживали, собирали урожай и сушили. Он там прижился в те годы. И предполагается, что вот это окуривание — твое знакомство с таинством, его первый этап. Сначала инициация в мопачу, потом — аяваска. Это немного разные духи, и последовательность именно такова.

Кадр из фильма «Одинокий рейнджер»

Сама аяваска, как напиток, токсичная. Люди с нее крепко и тяжело блюют. Оба трипа на моей памяти, с пятницы по субботу и с субботы по воскресенье, люди блевали прямо на месте, в специально поставленные тазики. Это заметно снижает эстетичность происходящего… Церемония проходила в загородном доме двое с половиной суток. К этому мы должны были готовиться, по-моему, 21 день или весь лунный цикл. В программу «поста» входили определенные ограничения на пищу, ноль алкоголя…Но это я в те годы не соблюдал. 

Кадр из фильма «Петербург. Только по любви»

Далее, после подготовки, организуется пространство для самого обряда. Оно называется «молока» и его «держат» (контролируют) шаманы. Новичкам проводят определенную премедикацию травами — дают определенные настои.


«А ты точно шаман?»

Самым глубоким впечатлением от обряда для меня стал перуанский шаман Вальтер. Он сидел, не меняя позы, как мне показалось, два с половиной дня точно. Сидел в полной, глубокой безмятежности и ничего не произносил. Даже не двигался!

Но вернемся к самому главному — аяваске. Как напиток для приема внутрь это — сильный галлюциноген. Как это проявилось? Я считал, что со мной ничего не происходило. Причем, считал несколько лет. Кроме моментов, когда я в процессе закрывал глаза и уже уходил в неосознанное состояние. Были какие-то «калейдоскопы» перед глазами, что, в принципе, не является каким-то серьезным впечатлением. На мой взгляд, если хочется яркого опыта, это можно получить и без помощи аяваски. Но есть один интересный момент! Его я понял буквально год назад — почти через десять лет после экспириенса.

Долгое время я считал, что на меня ритуал не подействовал, — а вот других, как сейчас помню, очень колбасило. Один персонаж рядом со мной извивался так, будто у него змея в позвоночнике. На мой взгляд, это было за гранью нормальной физиологии — позвоночник не может гнуться волной. Другой персонаж хлопал ладонями, как птица. Причем запястья его заламывались, также невзирая на возможности суставов. И я думал: как же аяваска действует на людей! И жил с этим впечатлением много лет, пока год назад до меня не дошло, что это были просто мои галлюцинации. 

Сказать, что я во что-то углубился, что-то осознал, не могу. Этого однозначно не произошло. Какие-то духовные техники, технологии не были переданы, — да никто и не пытался их передать. Я не могу сказать, что моя жизнь разделилась на «до» и «после». Хотя, ты никогда не сможешь этого проанализировать. В тот момент у меня был достаточно сильный кризис, но я не могу сказать, что благодаря аяваске я из него вышел. Это было бы глупо. 

Аяваска, мапачо и другие вещества и травы являются частью очень большой культуры перуанского и южно-американского шаманизма. И это — лишь один из элементов, который в коммерческих мероприятиях выдергивается, как некая яркая фишка.

Что, впрочем, для западной цивилизации очень типично. Сама ментальность допускает акценты на значимых артефактах, но не идет в глубину — за технологией, которая эти артефакты сопровождает. Самый яркий пример — обычный табак, который был элементом духовной культуры и практик. Табак заехал в западную цивилизацию, а практики — нет. То же самое — с кокой. Так происходит со многими веществами, и это нормально для западного мировоззрения. Сколько всего привезли из Африки и с Ближнего Востока на уровне «красивых штучек», но без их глубины!


Реальный эффект или самовнушение?

 

При этом я лично знаю по крайней мере трех человек, которые были у шамана Делермы. Они провели по 28 дней или даже больше в джунглях Перу и получили положительный опыт с серьезным целительным эффектом. Причем, на уровне тела менялись достаточно серьезные диагнозы. Но то было 28 дней терапии, в которой шаман использовал аяваску, чтобы достигнуть целительского эффекта. Допускаю, что  эффективность могла бы даже исследоваться в рамках научного эксперимента. Да, в некоторых случаях аяваска работает — но как элемент системы.

Кадр из фильма «Ягуар»

Важно понимать, что шаманы контактируют с вспомогательными веществами осознанно, и это — очень сложная технология. Будучи «там», так называемый проводник находится в сознании. А вот хайполовов употребление аяваски может привести максимум к токсичному отравлению: они уйдут «в мультики», а потом отблюются — и всё. 

Если говорить в сухом остатке, то после пройденного опыта я не вижу для себя вообще никакого смысла использовать те или иные вещества, в том числе аяваску. Я отказался даже от банального алкоголя. Иногда — табак и, в каких-то количествах, кофеин. Если уж практиковать, то чистое сознание. Я считаю, в этом и лежит «весь клад благих сокровищ».


Разум и чувства: как организм реагирует на галлюциногенные зелья

Пока знаменитости с загадочным видом отделываются многозначительными фразами, а очевидцы делятся личными переживаниями, мы решили спросить у врача, как же, собственно, ведет себя тело после употребления подобных галлюциногенов.

Вероника Сысоева, врач-психиатр, нарколог, психотерапевт, кандидат медицинских наук

При попадании в организм психоделиков вроде аяваски, за счет токсического эффекта действующего вещества, появляются истинные галлюцинации мистически-религиозного содержания в сочетании с помрачением сознания. Истинные галлюцинации могут представлять собой любые, не существующие на текущий момент, объекты, обладающие всеми свойствами настоящих. Например, человек видит, как ползают клубки змей, — или у него перед глазами присутствуют люди, которых на данный момент нет. 

Галлюцинации бывают не только зрительными, но и слуховыми или тактильными: человек может чувствовать прикосновения или слышать голоса, которых на самом деле нет. Помрачение сознания характеризуется полным или частичным перемещением в другое пространство, например, в другой город, комнату или в лес — и в сочетании с истинными галлюцинациями позволяет получить яркие эмоциональные переживания. 


 Что в этом приятного?

Приятным после употребления психоделиков может  быть чувство расслабления, полная отрешенность от настоящего, ощущение невесомости, «выхода» из тела, прилив энергии, повышение активности и настроения. Приятно чувствовать отсутствие рамок, безграничность мира, ощущать собственные силы… правда, все это происходит в моменте опьянения. Под действием наркотика люди начинают видеть и чувствовать то, что не замечали ранее — за счет обострения чувств зрения, слуха и обоняния. Деперсонализация и дереализация, как симптомы, означают, что человек начинает чувствовать себя кем-то иным, видит мир под другим углом. Важно понимать, что все эти переживания являются психопатологическими симптомами в состоянии опьянения под действием наркотика. И с магическими способностями колдунов и шаманов никак не связаны!


А что неприятного?

Неприятным после употреблении аяваски могут быть токсические эффекты от приема наркотика — головокружение, тошнота, рвота, сердцебиение, нервное возбуждении, бессонница, увеличение тревоги вплоть до появления сильных приступов. А кроме того — чувство вины и страха, раздражительность, замкнутость, агрессия, снижение настроения и желание покончить  жизнь самоубийством. 


Фото: социальные сети

На фоне приема любых наркотических препаратов индивидуально могут дебютировать или обостряться эндогенные психические расстройства, такие как депрессия и шизофрения. В этих случаях мистический опыт аяваски заканчивается плачевно  — суицидами, причинением вреда себе или окружающим и длительной госпитализацией в психиатрический стационар. 

Само состояние после употребления аяваски можно сравнить с алкогольным делирием, называемым в народе «белой горячкой», эндогенными психозами в рамках шизофрении и тяжелой психотической депрессией. 


Аяваска: побочный эффект

Необратимыми последствиями употребления аяваски могут быть травмы, полученные в момент опьянения, суициды, дебюты эндогенных психических расстройств, токсическое поражение клеток головного мозга, формирование наркотической зависимости и летальные исходы от передозировки. 


Фото: социальные сети

Действующее вещество аяваски — диметилтриптамин (ДМТ) не вызывает физическую зависимость как таковую. Куда опаснее психологическая, эмоциональная зависимость от вещества, заставляющая вновь и вновь прибегать к нему за получением острых ощущений.


Скорая помощь: как нейтрализовать действие психоделика

Блокировать действие отвара айваски можно с помощью снижения концентрации диметилтриптамина в крови. Силы должны быть направлены на максимально быстрое выведение действующего вещества и его токсинов. Первыми мерами должны быть:

  • Промывание желудка;
  • Обильное питье;
  • Дезинтоксикационная терапия в виде капельных инфузий с хлоридом калия и натрия в сочетании с витаминами;
  • Немедленная госпитализация при потере сознания и терапия после консультации терапевта и невролога.

Самостоятельно купировать передозировки от наркотических препаратов не рекомендовано — последствия могут быть плачевными. Необходимо вызвать медицинскую бригаду и организовать оказание качественной специализированной помощи и при необходимости организовать госпитализацию в профильный стационар.

Еще раз напоминаем: наркотические и психотропные вещества опасны для здоровья и жизни!

Реклама