3 ситуации, когда следует вмешаться в конфликт с посторонними
«Это не мое дело», – говорим себе мы, когда становится невольными участниками чужих разборок. И действительно, народная мудрость гласит, что «двое в драке, третий –[лишний]». В оригинале фраза звучит грубее, но смысл все тот же. И все-таки иногда совесть подсказывает нам, что стоит вмешаться. Выяснили, в каких конфликтах желательно выступить миротворцем.
Заранее оговорим, что любое вмешательство – дело добровольное. Важно оценить собственные силы и последствия. Если поделать ничего нельзя, то лучше вызвать полицию. Никому не станет лучше, если ты тоже пострадаешь, поэтому забота о себе – первостепенна. Но если ты здраво оценила свои силы и понимаешь, что способна разрешить конфликт, то действуй, но помни о правилах безопасности. Кстати, в США обращение к правоохранительным органам совсем не расценивается, как «стукачество», а, напротив, приветствуется. Считается, что таким образом ты не портишь отношения с соседями, а они не точат на тебя зуб. В итоге, все в выигрыше.
Издевательство над детьми и животными
Ты проходишь мимо детской площадки и замечаешь дикую сцену: школьники избивают своего ровесника. Не обязательно подходить близко. Зафиксируй на фото или видео, а затем окликни обидчиков. Многословие излишне. Главное, чтобы голос был громким и уверенным. Не стоит говорить сразу со всеми. Обращайся к лидеру. Говори серьезно и с небольшими паузами, чтобы до человека дошло послание. Скажи, чтобы жертву оставили в покое. Если ребята не разойдутся, можно прибегнуть к иронии: «Давай, покажи какой ты сильный! Герои. Все на одного. Признайтесь, вы себе нравитесь? Да? Юные Рембо, не меньше! Наверное, ваши матери бы вами гордились. Какая красивая и чистая речь сейчас прозвучала, как родниковая вода! Сразу видно: цвет нации».
Когда обидчики поймут, что выглядят не круто, их энтузиазм поугаснет. Может случится, что они пустятся в объяснения. Тогда можно подойти и спокойно решить конфликт. Если не получилось остудить их пыл, то можно пойти на хитрость и сказать про камеры. «Хорошее место нашли для разборок! Вчера здесь была пьяная драка, полиция всех в обезьянник отправила. Думаю, вы составите им отличную компанию». И, наконец, можно сказать, что видео драки, которое ты отправила сейчас, будет по всему интернету. Затем нужно с улыбкой помахать и уходить.
Вообще в ситуациях, когда жертвами побоев становятся дети, женщины, пенсионеры или инвалиды, стоит вмешаться. Главное, чтобы это было сделано правильно. И еще нужно смотреть на адекватность зачинщика конфликта. Если очевидно, что это психопат, то просто незаметно сними на телефон и отправляй в полицию. Не пожалей на это время. Во всяком случае виновника накажут и отправят в исправительное учреждение, а тебе будет спокойнее идти по улице.
Конфликты в коллективе
Если ты – начальник, а твои подчиненные регулярно выясняют отношения на работе, то стоит предпринять решительные меры. Если один фрукт в корзине прогнил, то его нужно вынуть, чтобы остальные не испортились. Также и в коллективе. Нездоровая обстановка дурно влияет на остальных сотрудников. Если ты не вмешаешься, то они перестанут видеть в тебе авторитет. Для сохранения своей же репутации конфликт следует пресечь на корню. Для начала стоит вызвать обоих в личный кабинет на разговор, вникнуть в суть конфликта. Возможно, причина в самой работе. Например, коллеги не могут договорится о графике дежурства. Если разрешить вопрос, все уладится. Но бывает, что причиной ссор становится личная неприязнь.
Здесь стоит поставить вопрос ребром: донеси до них мысль, что их поведение мешает другим сотрудникам, поэтому в случае жалоб обоих ждет штраф. Нужно подчеркнуть, что в их интересах прекратить мышиную возню. Тогда желательно разделить работников в разные отделы. Если это невозможно (например, их работа тесно связана), надо поступить как родитель, который разнимает двух непослушных детей: если ошибку совершит один, отвечают оба. Добавь, что в их интересах помогать друг другу.
Кстати, в случае буллинга также стоит проявить несогласие с тем, чтобы кого-то игнорировали или унижали. Встань на защиту человека, чтобы остальные поняли, за кем сила. Обычно люди подключаются к травле против своего желания ради того, чтобы авторитетный зачинщик не переключился на них самих. Важно сбить спесь с агрессора, показать, что такое отношение недопустимо. Тогда остальные понемногу также подтянутся за тобой. Донеси главную мысль: на работе важен результат и дисциплина. Не поленись разобраться в деталях ситуации. Возможно, агрессору или жертве стоит пройти курс у психолога, чтобы исправить поведение.
Если ситуация имеет косвенное отношение к тебе
Иногда словесный спор или драка незнакомцев может принести вред тебе, поэтому здесь также следует вмешаться. Например, если это дорожный конфликт, который задерживает тебя в пути. Здесь важно решать его с холодной головой. Сначала досчитай про себя до десяти и четко сформулируй то, что хочешь сказать. Важно, чтобы послание было в повелительном наклонении. «Прекратите ругань! Вы мешаете остальным людям. Если вы сейчас же не решите этот вопрос, то я вызову полицию».
Конфликты могут случиться и в больнице. Если ты слышишь, что пациент недоволен, а врач изъясняется довольно странно, заставляя сомневаться в своей компетенции, то можно аккуратно задать вопрос, обратившись к пострадавшему. На самом деле, далеко не во всех конфликтах удается выйти победителем, поэтому действуй максимально в своих интересах. Ведь драки в транспорте, аварии и пожары – все это инциденты, которые косвенно доставляют дискомфорт тебе и другим окружающим. Здесь уместно проявить инициативу.