Логотип Peopletalk

4 философских романа с нотками ностальгии

Главное изображение статьи

Вопросами о том, что посмотреть или что почитать, кажется, можно задаваться вечно и не один раз – в конце концов, любое хорошее произведение, будь то книга, фильм или сериал, увы, рано или поздно подходит к концу, оставляя своего зрителя или читателя в муках новых поисков. Впрочем, есть и хорошие новости.

Чтобы облегчить тебе задачу, каждую неделю мы просим нашего колумниста Константина Образцова – писателя, автора книг «Красные цепи», «Молот ведьм» и других, а также создателя шоу «Образцовое чтение» на Rutube и канала «Образцов» в Telegram – поделиться бриллиантами своей коллекции лучшего в мире литературы и сериалов.

Константин Образцов

Сегодня на повестке дня – философские романы с нотками ностальгии.


Лет тридцать назад, если хотели купить себе что-нибудь почитать, то шли не в интернет – его тогда не было, представляете? – и не в книжный магазин – таких, как сейчас, не было тоже, а в немногих открытых не имелось ничего интересного – а отправлялись к метро. У каждой станции на огромных раскладных столах продавались десятки и сотни книг, среди которых мирно соседствовали друг с другом сборники поэтов Серебряного века, детективы Спиллейна и Чейза, мистический «Очерк тайноведения» Штейнера, «Тайная доктрина» Блаватской, православные молитвословы, «Кама-сутра», иллюстрированная неумело, но с энтузиазмом, «Властелин Колец», фантастика Гаррисона, Желязны и Ле Гуин, и булгаковский «Мастер и Маргарита». 

В этой невероятной эклектике лучше всего отражался дух 90-х, о которых можно сказать разное, но нельзя не согласиться в одном: то было время уникальной открытости ко всему новому и духовного поиска. Кроме американских крутых детективов, религии, поэзии и оккультизма читатели тогда же открыли для себя философские романы. Они были написаны разными авторами и в разное время, но стали невероятно популярными именно в начале 90-х. Посмотрите в библиотеке родителей, и наверняка найдете на полках эти книги, купленные у метро или на рынках. Или вспомните, как покупали их сами, если те самые родители теперь вы. 

В нашей сегодняшней книжной подборке – четыре философских хита «поколения «пепси». 

Герман Гессе, «Игра в бисер»

Гессе – настоящий патриарх европейской литературы, проживший удивительно долгую творческую жизнь: свои первые писательские опыты он начал на рубеже XIX и ХХ веков, а завершил их в годы Второй мировой. Его стиль называли неоромантикой, магическим реализмом, но прежде всего Герман Гессе безусловный классик интеллектуальной прозы, центральной темой которой является поиск ответов на главные философские вопросы: что такое мир? Что такое «я»? И какое мое место в этом мире? В «Сиддхартхе» эти ответы ищет юный индийский брахман, будущий Будда Шакьямуни, в знаменитом «Степном волке» – мизантроп с раздвоением личности, а в «Игре в бисер» — целый Орден интеллектуалов, создавший мистическую игру в бисер. 

«Игра в бисер» – последний роман Гессе, который окончательно укрепил его статус интеллектуала и принес Нобелевскую премию по литературе. Текст откликнется не только ценителям изысканного символизма, но и любителям антиутопий и даже постапокалипсиса: действие происходит в вымышленной провинции Европы, которую постигла цивилизационная катастрофа. Через несколько веков после нее избранные мудрецы, ученые и поэты создали некое подобие университетского городка или кампуса для особенно одаренных, где под руководством магистров избранные ученики постигают глубины разума и духа. 

Собственно, Игра в бисер в романе – это некий синтез наук и искусства, своеобразная прикладная «единая теория всего». Сюжет строится вокруг жизни одного из величайших Магистров Игры (привет тебе, «Что? Где? Когда?»), который делает непростой жизненный выбор. Роман изумительно детализирован, он и сам своего рода игра в бисер, погружаясь в которую сложно не поверить в достоверность вымысла Гессе, подкрепленного дополнениями в виде стихов и рассказов, написанных главным героем. 

Карлос Кастанеда, «Путешествие в Икстлан»

Выражение «культовый» часто используется по всякому поводу, когда хочется как-то особенно похвалить фильм или книгу: «культовый роман», «культовая фантастика», «культовый хоррор». Чаще всего за подобным определением ничего нет: произведение культовое в буквальном смысле – это такое, вокруг которого сформировался культ, система определенных взглядов и даже вера, по-своему объясняющая этот мир. Таких книг в истории мировой литературы было немного. Одна из них – мистический роман Кастанеды «Путешествие в Икстлан», который стал настоящим открытием 90-х. 

Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда и сам персонаж культовый и таинственный: перуанский писатель, антрополог, доктор философии и автор дюжины романов о мистической доктрине «Путь воина», которую, по его собственному утверждению, он почерпнул из бесед с индейскими шаманами и колдунами, а по мнению скептиков – просто сочинил сам. Проверить это не представляется возможным: Кастанеда настолько окутал покровом тайны свою личность, что даже дату его рождения достоверно установить не удается – то ли 1925, то ли 1931, а то и вовсе 1935 год. 

«Путешествие в Икстлан» — третий роман Кастанеды, посвященный так называемому учению дона Хуана, то ли реального, то ли вымышленного старого индейца, открывшего автору тайны шаманизма. Путешествие в данном случае происходит исключительно умозрительно, текст по сути представляет собой сборник глубокомысленных диалогов и практик, в основе которых лежит употребление того, что для индейца хорошо, а для современного русского – статья 6.13 КоАП РФ. Экзотика откровений перуанских шаманов сделала роман суперпопулярным в России 90-х годов, где Кашпировский и Алан Чумак заряжали через экран телевизора газеты и воду, и до сих пор нет единого мнения в том, что такое «Путешествие в Икстлан»: то ли философский трактат, то ли bad trip. 

Хулио Кортасар, «Игра в классики»

Творчество Кортасара было известно советским читателям примерно с 70-х годов. Но тогда его книги читали только редкие знатоки и интеллектуалы, а в 90-е, когда интеллектуалами стали вдруг почти все, Кортасар на некоторое время стал очень популярен и заслуженно занял место на книжных лотках между Кастанедой и Кама-сутрой. 

«Игра в классики» могла бы стать шестой книгой в нашей подборке произведений, рекомендованных для тех, кто хочет стать умными. В самом начале автор предлагает читателю на выбор порядок чтения романа: можно последовательно прочесть 56 глав двух частей, оставив без внимания третью, а можно читать в соответствии с таблицей, двигаясь в особом порядке по всем 155 главам. Вне зависимости от того, какой способ вы изберете и примете или нет модернистскую игру в классики, в которую вовлекает автор, в тексте вас ждет погружение в рефлексию главного персонажа.

Помните про три главных философских вопроса? Здесь ответы на них ищет малосимпатичный бездельник Орасио Оливейра, праздно проводящий время в декорациях богемного Парижа за чужой счет. Повествование построено в стиле популярного в 60-е годы бессюжетного нарратива: мы просто следуем за героем, его мыслями, чувствами, за его внутренними диалогами, становясь свидетелями довольно пустой и бессмысленной жизни. Интимная связь с Магой (это девушка, очаровательная уругвайка, а не то, что вы подумали), тусовки в парижских мансардах под джаз и кальвадос в компании молодых снобов, расставания, встречи, возвращение в родной Буэнос-Айрес, жизненный крах, и в итоге – психиатрическая больница, из окна которой герой то ли шагнул в пустоту, то ли нет. 

Ричард Бах, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Однажды французский летчик написал небольшую повесть, ставшую одной из самых известных и любимых книг для читателей всего мира. Это была история о Маленьком Принце, Лисе и Розе, метафорическая сказка о любви к жизни и поиске в ней своего места, переведенная на 300 языков мира. Больше переводили только Библию. 

Без малого тридцать лет спустя другой летчик создал свою аллегорическую повесть: о чайке, ищущей смысл жизни в полете. 

Ричард Бах родился в 1936 году и практически всю жизнь посвятил авиации. Он автор нескольких десятков книг, и все они так или иначе рассказывают о пилотах и самолетах. Полет является основной темой и самого главного его романа, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» – но в ином, более высоком смысле. 

По форме это метафорическая повесть, сказка-притча. Чайка по имени Джонатан Ливингстон отличается от всех прочих в своей стае и не слишком вписывается в социум: пока все прочие, практичные и разумные, чайки заняты поиском пропитания, Джонатан Ливингстон совершенствует искусство полета. Это глупо: ведь крылья даны для того, чтобы ловчее воровать рыбу из рыбацких сетей, не правда ли? Но уж никак не для того, чтобы просто наслаждаться полетом, превращая его в настоящее искусство. Джонатан Ливингстон занимается своим делом, несмотря на недовольство старших птиц в стае, и в итоге его изгоняют, но… На этом повествование только начинается. 

«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» стоит нескольких десятков книжек по мотивации и сотни видеокурсов по выходу из зоны комфорта. Это книга о том, что не нужно верить тем, кто не верит в вас. Что можно не слушать тех, кто считает вашу мечту ерундой, которую следует променять на жизнь, как у всех, кто говорит, что пора бы заняться чем-то серьезным, а не вот этим вот. Она про то, как не бояться давления стаи, которая не понимает красоты и счастья истинного полета. И про то, что верность своему вдохновению всегда приведет вас к тем, у кого вы сможете научиться, кого сами можете научить, в мир Свободы, где ценят Полет. 

P. S. Антуан де Сент-Экзюпери, автор сказки про Маленького Принца был сбит немецким истребителем и погиб в 1944 году. Ричард Бах в 2012 году, в возрасте 76 лет, попал в катастрофу при вынужденной посадке, задев высоковольтные провода, горел в самолете, но выжил. И продолжает летать по сей день, как чайка по имени Джонатан Ливингстон. 

Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.