8 мест, в которых обязательно нужно побывать, чтобы познакомиться с десяткой лучших городских художников России
Современное искусство все чаще становится частью городского пейзажа, и необязательно это – знак протеста: граффити и росписи дополняют среду, раскрывают потенциал пространства, делая привычные объекты местами притяжения, где хочется находиться и куда так и подмывает вернуться. Теперь уличные художники не устраивают забегов с тяжелыми сумками, полными баллончиков, от бдительных граждан – они получают возможность творить официально и открыто, яркими тонами раскрашивая что-то привычно строгое, типа книжного магазина.
Это public art – искусство, вступающее в симбиоз с городом, чтобы каждый, глядя на картины, холстом для которых выступили стены домов, мог буквально прикоснуться к прекрасному и ощутить себя его частью, героем огромного полотна на постоянной выставке за границами галерей. Проект Московского продюсерского центра «Контуры Культуры», которому в этом году исполнилось уже четыре года, – один из крупнейших популяризаторов public art в столице. Благодаря ему лучшие художники со всей страны получают возможность преобразить облик мегаполиса.

Юлия Юрченко, арт-директор Московского продюсерского центра, куратор проекта «Контуры Культуры»
Сегодня в столице насчитывается около 60 объектов, где 71 художник создал свои росписи. Возможно, это не решает глобальных архитектурных задач, но дает городу быстрый путь визуального преображения и способствует постепенному изменению менталитета жителей. В проекте мы стремимся уделить внимание важности диалога истории и современности, многообразию художественных стилей и их гармоничному сочетанию с интерьером и миссией учреждений, позволив показать привычные, классические здания в новом свете. Хочется верить, что у каждого жителя или туриста скоро появятся свои любимые точки «Контуров Культуры» на карте Москвы – места, где искусство становится частью повседневной жизни города.
И мы вместе с командой проекта и художниками, одержавшими в нем победу, подведем итоги четвертого сезона «Контуров Культуры»: расскажем о десяти работах, преобразивших восемь локаций столицы в 2025 году.

В эскизе ландшафт встраивается в интерьер: стволы деревьев – внешняя уличная среда – проникают в пространство учреждения. Динамика веток воплощает движение и рост, а яркие цвета становятся символом творческих проявлений, что соотносится с концепцией многофункциональных залов культурного центра. Сама площадка – зеркальный зал – тоже выбрана не случайно. Кирилл Ашастин часто работает с зеркалами, и здесь мотив отражений вновь вторит идее диалога природы и пространства, созданного человеком.

В основе каждой работы лежат минималистичные абстрактные композиции на стыке графики и реализма. Фигуры преломляют свет, растворяются в цветной дымке и являются поэтичной аллегорией на наше движение в будущее. Прогресс все ускоряется и как будто скоро достигнет скорости света, а брутальность фигур и их динамичные формы напоминают о нашей жизни, полной стремлений и мечтаний в эфемерном пространстве грез.

Черновик – это то, с чего начинается искусство. И до сих пор, несмотря на всеобщую цифровизацию, представляя его, мы думаем о бумажном эскизе, рукописи или партитуре. Но черновик – это не просто способ фиксации идей; сама работа над ним подразумевает производство новых смыслов. Он позволяет художнику свободно исследовать идеи, формы и композиции без страха ошибки, дает возможность экспериментировать с различными средствами выражения, не опасаясь давления «идеального результата». Этой работой Van Gee погружает зрителя в эпицентр творческого процесса и показывает, что искусство — это не только результат, но и путь, который творческий человек проходит в поисках средств выражения своей идеи.

Эта работа – визуальная аллегория человеческой деятельности, познания и творчества, где каждая буква и слово становятся частью пути к пониманию культурных понятий и смыслов. Шрифтовая композиция, отсылающая к культурному наследию, но интерпретированная в современном стиле, подчеркивает связь времен. Она построена в форме извилистого лабиринта, которому вторит архитектура Культурного центра «Москвич» – изгибы лестниц и формы комнат и коридоров. Так, передвижение превращается в путь в поисках смыслов. В нем текст и пространство создают единую среду осмысления культуры и вовлекают зрителя в живой опыт исследования.

Идея работы состоит в том, что все навыки и накопленный жизненный опыт передаются из поколения в поколение, как спортсмены передают эстафетную палочку и стремятся к победе. В этом смысле вся наша жизнь – игра, и пятна акварели призваны передать яркость ее впечатлений.

В данном проекте Андрей Люблинский идет путем формы, создавая абстрактную черно-белую ритмичную композицию, отталкиваясь, в первую очередь, от контекста места. Он пытается найти визуальные рифмы как с окружающими архитектурными объектами, так и с самим фасадом книжного магазина. Монохромные вытянутые геометрические изображения, взаимодействуя с черными рамами витрины, придают динамику, одновременно привлекая внимание к магазину.

Андрей Люблинский, художник из Санкт-Петербурга, победитель проекта «Контуры Культуры»
Строгая сетка черных рам витрины на фасаде здания подсказала идею монохромной геометрической композиции. Но, работая над проектом, я учитывал не только конструкцию витрины, но и современное архитектурное окружение. Также масштаб работы впечатлял: около 200 квадратных метров. Проект «Контуры Культуры» дался нелегко, но при поддержке команды и организаторов все сложилось, и итог стоит того: результат превзошел мои ожидания, фасад заиграл новыми красками. Это новый большой и классный public-art в Москве, и, я уверен, чем больше подобных инициатив в городе, тем лучше для него, для его жителей и для художников.

Работа объединяет эстетику традиционного граффити и визуальные приемы поп-арта, показывая «жизнь книги» – от рождения замысла до первой встречи с читателем. Перед нами, словно в выхваченном фрагменте увлекательного романа, мелькают буквы, слова и персонажи. В центре росписи оказывается даже не сама книга, а люди, которые её создают, выбирают, читают и обсуждают – наши современники, с живыми эмоциями и уникальными характерами. Здесь отображен процесс погружения в текст, интерес к культуре и активное взаимодействие с печатными изданиями, а яркие детали и динамичные формы превращают фасад в пространство, где литература и визуальные образы становятся материалом для воображения.

Ключевой прием в работе – коллаж – выступает метафорой связи времен. Это архив памяти, прошедший через фильтр современности: пересборка культурного кода, будто художник ведет внутренний диалог с наследием, одновременно создавая новый визуальный язык. В нем пересекаются эпохи, звучат цитаты из изобразительного искусства: сетки конструктивизма, тени супрематизма, цифровая пульсация и визуальные аллюзии на поп-культуру и графику новых медиа. Проект отсылает к рукописному альманаху Корнея Чуковского «Чукоккала», страницы которого хранят творческие следы выдающихся фигур культуры XX века.

Граффити шрифт перестал быть просто буквами на заборе: его трансформация привела к появлению элементов, в которых только погруженный в субкультуру человек распознает легкие оттенки уличного искусства. Элементы граффити превратились в абстрактные композиции, которые идеально вписались в интерьер и наполнили его свежим дыханием современного искусства.

Роспись строится из абстрактных геометрических форм, где линии и углы создают ощущение ритма, напоминающего перелистывание страниц книги, движение времени и смену эпох, стилей. Контрасты цветов – синих, бирюзовых, охристых и белых – формируют глубину и направленность композиции, задавая ощущение света и пространства. Каждая панель действует как фрагмент истории, отражая динамику чтения и взаимодействие с культурной средой. Композиция гармонирует с архитектурой фасада «Дома книги», придавая зданию современный, ритмичный характер и визуальную энергию.