«А была ли любовь?» Рецензия на фильм «Любовь Советского Союза»
7 ноября на экраны вышел фильм «Любовь Советского Союза» с Ангелиной Стречиной и Романом Васильевым в главных ролях. И хотя создатели уверяли, что образы героев собирательные и лишь отчасти вдохновлены биографиями реальных личностей, а именно – звезды «Сердец четырех» Валентины Серовой и самого знаменитого поэта военного времени Константина Симонова, сходство порой настолько очевидное, что непонятно, зачем был нужен этот коммерческий трюк. И пожалуй, как к байопику или этюду о жизни интеллигенции советской эпохи к сюжету было бы меньше вопросов. Потому что фильм собрал в себе все хорошее и плохое, что есть в российском кино.
Начинается картина многообещающе – с парада, будто сошедшего с ярких открыток советского времени. Авторы не пожалели красок, чтобы изобразить, каким жизнерадостным видели настоящее и будущее люди того времени. Вообще, ретрофутуризм в духе «Мастера и Маргариты» Локшина и игры Atomic Heart (по которой, кстати, ожидается сериал) с дирижаблями и монументальными зданиями завораживает. И это может даже создать фантомную ностальгию по времени, в котором молодое поколение никогда не жило, но которое безвозвратно утратило. И все же, возвращаясь с небес на землю, мы понимаем, что такой Москву, где происходит основное действие, видели от силы 2 % людей – партийная элита, богема и герои Советского Союза. И кроме того, это 1938 год – предвоенное время, когда вовсю бушуют сталинские репрессии.
В центре сюжета – молодая и талантливая актриса Галя, которая, несмотря на козни завистников и трагические события, будет легко и даже с преимуществом выходить из любых перипетий с грацией Мэри Сью. Сначала девушку обвиняют в контакте с опальным драматургом, врагом народа, а ревнивые коллеги так и норовят столкнуть первую актрису театра с пьедестала, но приходит он – человек в парадном костюме с букетом цветов, готовый решить все ее проблемы. Он не просто поклонник, а Герой Советского Союза, любимчик народа, обласканный Сталиным летчик Анатолий Ковров (его играет Кирилл Кузнецов). Ковров предлагает девушке брак, который в одночасье спасает ее реноме. Скромница становится суперзвездой, которую он балует подарками, возит по Москве на испанском автомобиле и развлекает полетами на самолете над Кремлем.
Пара блистает на приемах у Сталина (Александр Устюгов), который сначала по-отечески журит, а потом дарит им квартиру с прислугой в элитном доме. Если отбросить все эти невероятные события, то понятно, что ее супруг, этот идеальный мужчина, не кто иной, как летчик Анатолий Серов, второй (а по сюжету первый) муж знаменитой советской актрисы Валентины, взявшей его фамилию. Мужчина также трагически погиб, однако в реальности спустя четыре месяца после его смерти у актрисы родился сын. И если в жизни Анатолий Серов очевидно был большой любовью артистки, то в фильме этой химии нет. Создается ощущение, что героиня просто сдалась под напором блестящего человека, своего спасителя, но на этом все.
И совсем иначе складываются ее отношения с драматургом Кириллом Тумановым, за которого она выходит, чтобы избежать сплетен и одиночества. Из просто удобного варианта, который явно не дотягивает до ее уровня, он станет самой большой любовью ее жизни, но осознает она это намного позднее. В реальности же отношения Серовой и Константина Симонова, с которого списан Туманов, были совсем не простыми: он любил ее больше, терпел измены, а сама актриса мучилась от безответной любви к маршалу Рокоссовскому.
И ожидаемо реальная судьба Валентины Серовой гораздо более выпуклая, чем та, что предложили авторы фильма. Так вышло, что история о большой любви не вышла ни романтической, ни трагической, несмотря на все драматические события. Героям не хочется сопереживать, поскольку они – лишь функции. Можно, конечно, по-разному оценить все, что произошло с героиней, – смерть мужа, поклепы, болезнь, попытка изнасилования.
Однако в сравнении с обычными людьми того времени Галина жила прекрасной жизнью.
Женщину окружали мужчины первого эшелона, готовые бросить все к ее ногам, народ ее обожал, государство и лично вождь страны даровали ей привилегии. Почему же ей так везло? В этой истории отсутствует главный ингредиент – что отличало ее от других актрис? Возможно, так и было задумано, чтобы каждая девушка могла представить себя на ее месте и поверить, что «все возможно», но эта наивность на фоне событий смотрится инородно. Просто потому, что история не дотягивает до сказки, но и не вызывает сочувствия, чтобы быть драмой, байопиком или историческим фильмом. Пожалуй, это и есть главное разочарование – в «Любви Советского Союза» не хватило именно любви.
С одной стороны, все герои визуально соответствуют типажам времени. Ангелина Стречина вполне попадает в образ кинодив советской эпохи. Одни современники видели Валентину Серову холодной и расчетливой, другие – безрассудной и страстной. Галина же даже в радости и моменты счастья казалась холодной и равнодушной.
Правда, такой типаж женщин встречается в российском кино часто – даже красивые, богатые, знаменитые и любимые героини выглядят надломленными и грустными. Доказательство тому – сцена встречи Галины с героиней Софьи Эрнст, в которой угадывается другая киноикона эпохи – Любовь Орлова. Казалось бы, эти женщины на равных – народные артистки, которых обожают мужчины, вождь и вообще вся страна. Им нечего делить, но они все равно конкурируют между собой. Более того, обе соседки, но почти никогда не разговаривали друг с другом.
Нам показали самых успешных женщин страны, которые, несмотря на красоту, популярность, богатство и внимание, остаются недовольными и враждебными. И несмотря на все привилегии, не хочется быть на их месте. Не хочется быть в их обществе. Почему же в российском кино не найти примера женской дружбы? Не той, которая основана лишь на поиске мужчины или желании иметь компаньонку, чтобы выигрышно смотреться на ее фоне, а искренней дружбы, основанной на интересах. Ведь в жизни женщины не живут лишь сплетнями о мужчинах и походами к гадалкам. И счастливые, и жизнерадостные женщины в России точно есть.
При этом самой привлекательной в фильме остается ветка отношений главных героев – Галины и Константина.
Именно с началом войны они становятся по-настоящему близкими друг другу. Здесь зрителя ждут душещипательные моменты, один из которых – чтение того самого стихотворения «Жди меня». Если поначалу героиня Стречиной цеплялась за него лишь для того, чтобы не остаться в одиночестве, то в разлуке она начинает больше ценить второго мужа. Вообще, их любовная история очень напоминает дуэт Эдварда Нортона и Наоми Уоттс в экранизации «Разрисованной вуали». В отличие от первого мужа, которого Галина встретила, когда он уже был всесоюзным героем, Константин не был таким известным. Ему пришлось многое изменить в себе, начиная со стиля одежды, а ей – испытать тяготы войны, чтобы повзрослеть. Пожалуй, это и дает надежду на счастливое будущее, несмотря на то что судьба их прототипов сложилась совсем иначе.