«А голову ты дома не забыл?» Как фразы учителей отражаются на нашем ментальном здоровье
«Не бегай!», «Не перебивай!», «Говори громче!», «Молчать, я сказала!», «Ну-ка встань!», «Сядь живо!» Школьные годы – чудесное время, когда нельзя почти ничего, но всего очень хочется (возможно, именно потому, что нельзя). Запреты, наказания и правила сопровождают почти любой учебный процесс, однако в российских школах сложился свой особый «язык ограничений». Ну кто из нас не слышал каноническое: «А голову ты дома не забыл?» или «А если все с пятого этажа прыгнут, ты тоже прыгнешь?»
Когда ты сидишь за партой, любые высказывания учителей воспринимаются как должное, но сегодня мы порой оглядываемся на свои школьные годы и понимаем: кажется, что-то было не так.
Разобрались с экспертами, как негативные замечания учителей повлияли на наше ментальное здоровье, так ли опасны школьные нравоучения и не является ли новый шквал критики в адрес учителей – лишь очередным «реверансом» в сторону модной психотерапии?
В добавлении к сказанному хотим отметить, как важно в семье показывать своим примером, как правильно (с уважением) общаться с людьми (даже если ты самый маленький член семьи). И, конечно, поддерживать детей на пути к их целям, а не ругать (тем более наказывать) за промахи и ошибки.
Тирания = дисциплина?
Бытует мнение, что хороший учитель – обязательно строгий. Отчасти это правда, хотя бы по той простой причине, что другого педагога шумные подростки слушаться просто не будут. Поэтому многие перегибают палку, переходят на личности и оскорбляют своих учеников. Так где же грань между тиранией и дисциплиной?
Владимир Гречко (психотерапевт «Ясно»)
Грань проходит в области понимания, что ребенок – это человек. Когда учитель понимает уровень восприятия, развития и мышления ребенка, то ему проще найти к нему подход, даже если ребенок совсем непослушный. Он может между строк видеть потребность ребенка и находить с ним контакт. Но учитель тоже человек и в сложных ситуациях также сталкивается с разными чувствами. Возможность справляться с ними, не отыгрываясь на детях, дает возможность выразить необходимое в конструктивной форме. Поэтому грань лежит в области признания возможностей и ограничений как ученика, так и своих.
Какие фразы учителей негативно влияют на ментальное здоровье детей?
Кажется, у всех учителей в запасе имеется целый арсенал едких и обидных фраз, после которых хочется провалиться под землю. Многие слова настолько врезаются в память и травмируют психику, что с их последствиями мы разбираемся и во взрослом возрасте. Психотерапевт Айна Громова прокомментировала самые популярные.
Айна Громова (психотерапевт)
«А голову ты дома не забыл?»
Это публичное унижение, и оно приводит к тому, что в дальнейшем ученик будет бояться себя проявлять в социуме. Ему легче, чтобы на него не обратили внимания, так как, если обратят, он станет объектом насмешек.
«Выйди и зайди как полагается»
За этой фразой стоит посыл о том, что ты не вписываешься в нужные правила, ты не такой, каким должен быть, и, если ты позволяешь себе ослушаться, мы отвергнем тебя из нашего социума. Ни один человек не хочет быть отверженным, поэтому легче делать все, лишь бы этого избежать.
«Звонок для учителя»
Учитель – главный, а твои потребности и нужды можно игнорировать. Эта фраза обесценивает ребенка на уровне личности. А ее основной посыл – «тебя нет, и ты ничего не решаешь.
«Учитель не опаздывает, он задерживается»
В этом случае послание еще проще – кто главнее, тот и прав. Если кто-то в твоей дальнейшей жизни будет главнее, чем ты, то тебе надо склонить голову перед его авторитетом. Потому что он – авторитет, а ты – нет.
«Для особо одаренных повторяю еще раз»
Этой фразой учитель транслирует детям, что они глупые и ни к чему не способны. После таких заявлений появляется нежелание демонстрировать такому педагогу свои знания. Это мощнейшая демотивация к учебе.
«А теперь нам расскажи, мы тоже вместе посмеемся»
Здесь подтекст такой: «Ты нарушил правила игры и за это будешь наказан публичным освистыванием». Итог очень простой – желания воспринимать этого педагога нет. А желание отвлекаться на другие вещи, на общение с другими людьми – есть.
«Завтра точка превратится в двойку»
Из-за этих слов учителя ребенок переживает не за то, что у него нет знаний предмета, а за то, что ему поставят плохую оценку. Получается, вектор внимания смещается. Человек не может разобраться, в чем ценность, и думает, что главное – это не получить плохую оценку со стороны окружающих. Для взрослых людей такое можно описать фразой: «Вам шашечки или ехать?»
«Давай ты будешь вести урок, а я на твое место сяду»
Послание: «роль лидера – не для тебя». Из-за этого у ребенка в будущем может развиться синдром самозванца.
Часто учитель использует все эти фразы как привычные ярлыки и в определенной ситуации воспроизводит их автоматически. Все эти едкие высказывания в адрес учеников объединяет один посыл – унижение, обесценивание, пренебрежение. И это у каждого ребенка будет вызывать ощущение несправедливости, злости, обиды. А в дальнейшем будет проявляться безразличием и равнодушием.
Какие последствия?
Айна Громова:
Унижение, оскорбление и пренебрежительный тон разговора не приводят к тому, что ребенок будет хорошо учиться или правильно взаимодействовать. Ребенок не будет уважать других, в том числе и взрослых, а его нестабильная самооценка будет еще больше травмироваться. Это приведет к тому, что они будут испытывать вспышки злости, гнева и агрессии. Ребенок будет срываться на других и выплескивать агрессию в окружающий мир, а желание что-то доказать и хорошо учиться сойдет на нет. То есть мы получим равнодушного, черствого, незаинтересованного во взаимодействии со школой человека, у которого в принципе нет абсолютно никаких положительных эмоций по отношению к учебному заведению.
Публичное унижение достоинства формирует у ребенка максимально равнодушное и жестокое отношение в ответ. Когда фраза звучит при всем классе, она производит еще более разрушительный эффект.
Ограничения без демотивации
Что отличает хорошего учителя от плохого? Правильно выстроенная коммуникация. Педагог должен уметь грамотно направить ребенка в нужное русло. Без крика и акцента на приставку «не». Второе особенно важно, потому что после запрета на что-либо желание это сделать растет в геометрической прогрессии. Так как же делать замечания ученику без глаголов с отрицанием?
Владимир Гречко:
Ограничения лучше вводить просьбами либо требованиями, в случае если просьбы не оказываются услышанными. Но важно помнить, что форма и интонация сказанного часто важнее сказанного. А чтобы не демотивировать, важно видеть, чего ребенок хочет, и поддерживать желание, регулируя его запретом.
А не переоцениваем ли мы ситуацию?
От старшего поколения можно часто услышать возражения в духе «нас так воспитывали, и ничего, нормальными выросли». Действительно, не является ли критика в адрес учителей следствием повального увлечения психологией? Возможно, мы просто переоцениваем опасность таких выражений?
Владимир Гречко:
Факторов, которые влияют на возникновение критики в адрес учителей, много. Родителям сложно доверить своего ребенка школе, учителю, и у такого недоверия есть объективные факторы. Система обучения и цели отличаются от тех, которые хотели бы реализовать родители. Сейчас к школе другие запросы и требования, которым она не успевает соответствовать в силу формата. Связывать это с развитием психологии, думаю, не стоит.