ArtTalk с Henry Mova: современное искусство в кубе
Искусство – вещь непростая, а современное искусство – вообще отдельная история. Мы решили разобраться в этом вопросе и подготовили совместный проект с Генри Мова, которая поделилась своим оригинальным взглядом на мир искусства через призму высоких технологий и новых подходов. Henry Mova – героиня эпохи метамодернизма, арт-хантер и первая представительница концептуального направления bionic art. Ее миссия – поиск инновационных решений в современном искусстве и художников-экспериментаторов, которые способны положительно повлиять на общество, чтобы сохранить гармоничный баланс в мире.
Каждый месяц в рубрике ArtTalk c Генри Мова выходят материалы, которые помогут непрофессионалу хоть чуть-чуть разобраться в искусстве и узнать участников арт-сцены, на которых мы будем ориентироваться в дальнейшем. В этом выпуске наш колумнист исследовала инновационную платформу Cube Moscow и ее участников.
Учитывая, что познакомиться с искусством можно в разных форматах и формах, офлайн-площадок с актуальными и экспериментальными примерами в Москве не так много. В конце прошлого года я поделилась своими впечатлениями о 2-й Триеннале «Красивая ночь всех людей» в музее современного искусства «Гараж». Продолжив свой поиск в этом направлении, я посетила арт-пространство Cube Moscow, которое активно развивается и отличается своим подходом от других московских культурных центров.
У Cube Moscow интересная концепция, потому что выставки представляют резиденты галереи, которые могут меняться в течение года. Это означает, что попасть на одну и ту же экспозицию сложно, обязательно найдется участник, успевший обновить свой стенд. Посещая пространство, я как раз застала эти изменения: вернувшиеся после карантина выставочные проекты и первую весеннюю смену. Мой интерес подогрела Надежда Зиновская, сооснователь пространства Cube Moscow, с которой мы поговорили о понятии инновационного искусства, уникальности площадки и ее личном участии в организации «геометрической» магии, где все грани выстроены для популяризации настоящего, живого и интерактивного искусства.
Президент с усами
Самым «провокационным» и фотографируемым участником Cube Moscow, по результатам моего личного наблюдения, стала выставка DTM Александра Косолапова. Галерея Syntax и сам художник определяют произведения в рамках соцарта. Но мне больше бросались в глаза именно поп-арт-составляющая и немного обнаженный китч, завуалированный под «конфуз неловкой ситуации»: заигрывание с известными брендами массового потребления, символами разных эпох и культовыми произведениями классического искусства и упомянутого поп-арта, уже вторично переработанными другими художниками – Дюшаном, Малевичем, Татлиным. Поэтому «Фонтан. R.Mutt», «Черный квадрат», «Башня Татлина» и даже автомат Калашникова задорно пристроились к белоснежным скульптурам «спортсменок, комсомолок и просто красавиц», открыто демонстрирующих свою прекрасную физическую форму. А Мона Лиза, отредактированная Марселем Дюшаном, продолжает свою трансформацию, в новой редакции добавляя к названию аббревиатуру ВВП.
Медитация и перерождение
В марте на смену громкоговорящим и кричащим работам Косолапова пришли «молчаливые» картины южнокорейской художницы Хан Аэ Канг. Вполне логичное решение от BOCCARA ART Gallery: после насыщенного потребления визуальных образов и символов необходим отдых и качественная эстетическая медитация. Все это отражается в направлении тансэкхва (монохромной, но очень многослойной живописи), в котором важнее процесс, а не результат, пусть и завораживающий.
Самобытная персональная выставка «Приют: Реборн» молодого художника Германа Лавровского в галерее «Алиса» привлекает внимание яркой подачей вопросов постгуманизма. Несмотря на то что мне интересна эта тема, чтобы понять и принять работы, нужно подгрузить несколько массивных блоков информации о постцифровых средствах производства, концептах-суррогатах, биоморфности, аболиционизме. Без понимания этого произведения теряют свою привлекательность, смысл и особенность. Если вы хотите не только сделать красивое фото на фоне необычных экспонатов, то придется «попотеть», составляя личный словарь для перевода с русского «арткритического» на разговорный.
100% искусство
Вернуться в более привычный безумный ритм мегаполиса можно в PA Gallery. В проекте-энвайронменте под названием «Магазин коллекционер» Андрея Сяйлева есть возможность не только найти самое актуальное искусство, исследовать его отношения с капиталом, но и стать полноценным участником рыночных отношений, так как представленные экспонаты заботливо припасены в нескольких экземплярах, готовых к продаже. Все представлено в интерактивной форме и игровом формате, что делает contemporary art ближе и доступнее. Ирония на тему торговой марки и крупной международной сети (вполне узнаваемых, но не афишируемых) помогает по-другому взглянуть на культуру потребления, так как от изменения продукта и товара не меняется результат коммерческой сделки, о чем посетителям напоминают показательно выставленные чек и гарантия. Согласно всем законам маркетинга, в галерее есть концептуальный корнер, а напротив на полках сложены арт-товары с ценниками, штрихкодами, в соответствующем торговому залу оформлении. Вместо упаковки сливочного масла или коробки молока – узнаваемый «кирпич», спортивный мяч заменяет «шар с московским воздухом», для практичных покупателей найдется фирменный мерч: толстовка с условными обозначениями мест под разные виды логотипа бренда, флаг и ярлык.
Тиражное искусство уже стало нашим настоящим. Пофантазировав, я попробовала представить, будут ли вместо слова «посетитель» в музеях и галереях повсеместно использовать «покупатель», как в магазинах, и сможет ли культурно-духовную потребность заменить материальная? У Андрея Сяйлева получилось легко поднять глубокие темы будущего взаимоотношений искусства и масс-маркета.
Выключите свет, ничего не видно
После проверки своей покупательской способности погрузиться в ночной мир светового искусства приглашает Artwin Gallery. На территории темно, как и положено, а светящиеся работы эффектно и удобно расположены в разных частях зала, чтобы не мешать друг другу. Те, кто следит за моим аккаунтом в Instagram, знают, что я неравнодушна к произведениям и инсталляциям с использованием света и неона из-за их технологической основы.
Поэтому я насладилась всеми вариациями neon art: и схематичным смайлом-солнышком Евгения Антуфьева, и его же мифологической птицей, и надписями с увлекательной смысловой нагрузкой в работах художников RADYA и Анны Титовой, и историческим экскурсом от Тимофея Парщикова.
Зародившись как элемент городской наружной рекламы, неоновые вывески ворвались в современное искусство и в конце XX века стали неотъемлемой частью урбанистической среды, постепенно интегрируясь в интерьеры. Отличное решение для спецпроекта с российскими художниками: провести исследование света, его влияния на пространство и визуальное восприятие.
Я приглашаю вместе со мной пройтись по экспозиции, часть которой уже успела стать историей, пообщаться с Надеждой Зиновской и узнать больше о креативных решениях в работах Ким Сенву, Владимира Клавихо-Телепнева, Микеланджело Бастиани, Андрея Сяйлева, Анны Жёлудь, Александра Косолапова в специальном видео для моей рубрики ArtTalk с Генри Мова.
Благодарим FprBuro Communications Agency за помощь в подготовке материала.