Логотип Peopletalk

ArtTalk с Henry Mova: все оттенки метамодернизма

Главное изображение статьи

Искусство – вещь непростая, а современное искусство – вообще отдельная история. Мы решили разобраться в этом вопросе и подготовили совместный проект с Генри Мова, которая поделилась своим оригинальным взглядом на мир искусства через призму высоких технологий и новых подходов. Henry Mova – героиня эпохи метамодернизма, арт-хантер и первая представительница концептуального направления bionic art. Ее миссия – поиск инновационных решений в современном искусстве и художников-экспериментаторов, которые способны положительно повлиять на общество, чтобы сохранить гармоничный баланс в мире.

Каждый месяц в рубрике ArtTalk c Генри Мова выходят материалы, которые помогут непрофессионалу хоть чуть-чуть разобраться в искусстве и узнать участников арт-сцены, на которых мы будем ориентироваться в будущем. В этом выпуске наш колумнист рассказывает о новых направлениях современного искусства. Пора запоминать актуальные имена и технологии.

Арт-хантер Генри Мова. Style by Image Room Oleg Tarnopolskiy, photo courtesy of FPRBuro

Будущее наступает очень быстро. Несмотря на то что я отчетливо вижу его возможности, я продолжаю искать примеры нестандартных решений, визуальных экспериментов, интеграции инновационных разработок, машинного обучения, применения искусственного интеллекта в сфере современного искусства. На самом деле художники и инженеры сделали большой шаг навстречу друг другу, и индустрия находится в процессе масштабного изменения – я назвала его «арт-модернизация», а профессиональное сообщество – эпохой метамодернизма, или постпостмодернизма. Пока оно до конца не определилось с термином, выбирайте сами, что вам больше нравится.


Нейросеть в помощь!

Play a Kandinsky, проект Google Arts & Culture и центра Помпиду

Трансформация культурной среды происходит по большей части в цифровом пространстве. Искра креативности сверкает в каждом экране. Лидирующие позиции занимают IT-корпорации, которые вкладываются в развитие искусства сами и активно поддерживают музеи, галереи, свободных художников. В результате такого масштабного сотрудничества мы можем узнать, как Василий Кандинский слышал свои картины. Проект Google Arts & Culture и Центра Помпиду посвящен исследованию синестезии, когда воздействие на одни органы чувств (например, зрение) передается на другие сенсорные системы (слух).

Форма и цвет, Play a Kandinsky, проект Google Arts & Culture и центра Помпиду

Поэтому Кандинский мог слышать картины, а нейросеть помогла воспроизвести музыку его картин и дать нам возможность услышать ее. Все ассоциации со звуками были проработаны на основе его теории цвета. Поэтому я с удовольствием послушала звучание произведения «Желтое-Красное-Синее» 1925 года.

Желтое-красное-синее (1925) В.Кандинский

Кстати, у некоторых «цветных» звуков бит подошел бы для нового трека Моргенштерна. Обязательно зацените!


В тридевятом царстве

Главной особенностью новой эпохи стала дополненная и виртуальная реальность, куда перекочевали привычные художественные инструменты и где сила человеческого креатива придумала много альтернативных решений. Там произведение можно создать, выставить на просмотр и аукцион, а также продать. AR- и VR-художники постепенно интегрируют все больше технологий в творческий процесс. Недавно я увлеклась 3D-работами Клары Баку, среди которых интересные маски и фильтры. Особенно выделю проект для Landmark AR с декором для фасада Букингемского дворца в Лондоне. С помощью приложения и камеры в телефоне архитектура здания оживает в виде головы единорога и льва. Такие метки скоро будут на всех важных памятниках и городских достопримечательностях, а увидеть их, активировать и взаимодействовать с ними можно будет через гаджет или очки виртуальной реальности.

Landmarker AR на Букингемском дворце, Клара Баку
Landmarker AR на Букингемском дворце, Клара Баку
Landmarker AR на Букингемском дворце, Клара Баку
Landmarker AR на Букингемском дворце, Клара Баку

Уже есть и фестивали, посвященные граффити-работам и site-specific объектам, существующим только в виртуальности, например Vancouver Mural Fest. Для знакомства с участниками нужно загрузить карту с отметками и прогуляться по городу в поисках трекинг-меток или реальной части художественного произведения, полная картинка откроется на экране вашего смартфона, конечно живая и интерактивная. Интересно, если посмотреть на улицы Москвы через приложение, не появятся ли на них пресловутые медведи, играющие на гармошках, которых так боятся иностранцы?

Сандра Паугам, «Крик»

AR-технологии переосмысливают не только создаваемые здесь и сейчас объекты, но и превращают шедевры мирового искусства в отличный пример интерактивных медиа. Режиссер Сандра Паугам и сценарист Шарль Аятс не просто оживили картину «Крик», они погрузили зрителя в напряженный мир Эдварда Мунка, его мысли и переживания, которые вылились в его самое известное полотно.


Продано джентльмену под ником @…!

Morons, Бэнкси

Если работа художника существует как digital art, то ее можно продать через токен, который засвидетельствует авторство и собственность, таким образом защитив права и сам объект от копирования и нелегального использования. Первая известная конвертация реального произведения Бэнкси в NFT-токен, привязанный к цифровому образу предмета искусства, состоялась 1 марта этого года. Такие манипуляции называют крипто-арт, и они активно набирают популярность среди профессионального комьюнити.

Nyan Cat

В центре внимания digital-художников часто оказываются острые вопросы, спекулятивные темы, иконы массовой культуры и артефакты цифровой индустрии 80–90-х годов, а именно первые компьютерные персонажи и ставшие мегапопулярными мемы. Gif под названием Nyan cat ушел с молотка аукциона криптографического искусства Foundation за 587 тыс. долларов, что стало отличным подарком для его создателя Криса Торреса к 10-летнему юбилею творения. Думал ли он в 2011 году, создавая котика с радугой, что он захватит Интернет…


Герои нашего времени

Выставка «Смотрящий за землянами»

Экологический кризис на планете толкает художников искать вдохновение в альтернативных цивилизациях. А галерея «Здесь на Таганке» поддерживает креативный художественный вектор и свободу самовыражения. На выставке «Смотрящий за землянами» я увидела много разных форм инопланетной жизни и космических сюжетов, как гиперреалистичных, так и абстрактных. За последние ярко и лаконично отвечают произведения молодого московского художника Алексея Куклина.

Работа Алексея Куклина

Геометрическая эстетика и стиль Дэвида Хокни прослеживаются на красочных полотнах Дмитрия Миронова (он же Дима Ряска).

Работа Дмитрия Ryaska

Целая стена картин художника Aden посвящена бытовой жизни пришельцев. Судя по изображениям, «человеческая» массовая культура, ее блага, соблазны и пороки пришлись им по вкусу и их адаптация проходит достаточно весело с учетом суровых земных будней.

Инсталляция Андрея Бартенева

Моими фаворитами на выставке, помимо зеленых человечков куратора проекта Андрея Бартенева (они вне конкуренции), стали одноглазые неваляшки Андрея Soul. Минимализм и самобытность, возрождающие утерянные во времени детские ценности, в то же время говорят о непоколебимости традиций и связи поколений.

Работа Андрея Soul

Искусство XXI века создается на наших глазах, и я желаю, чтобы вы нашли время узнать обо всех интригующих и потрясающих нововведениях в реальном пространстве и виртуальном, могли понять быстро меняющиеся течения и тренды, держать руку на пульсе и видеть Искру.

Благодарим FprBuro Communications Agency за помощь в подготовке материала!

Рекомендуем