#Кино #Оскар 2024

«Белфаст»: искренняя автобиографическая драма на фоне человеческих трагедий

«Белфаст»

«Белфаст» Кеннета Браны, поклонника Агаты Кристи и Уильяма Шекспира, стал для него пробой пера в новом автобиографическом жанре, и пробой вполне успешной: на BAFTA его признали «Лучшим британским фильмом», на «Золотом глобусе» он получил приз за лучший сценарий и отметился на «Оскаре» (тоже за оригинальный сценарий).

Для претензии на победу в главной номинации у него, пожалуй, было действительно много причин: теплый прием и критиков, и зрителей («Белфаст», кстати, получил приз зрительских симпатий на кинофестивале в Торонто, результаты которого почти всегда совпадают с мнением Академии), авторитетный режиссер, уже пять раз претендовавший на «Оскар», сильный актерский состав и удивительно попавшие в свое время темы.

Кеннет Брана решил экранизировать собственное детство и родной Белфаст – главный город Северной Ирландии, ставший в 1969-м центром столкновений между католиками и протестантами. Самому режиссеру на тот момент было девять – мальчик, минуту назад игравший во дворе в войну с деревянными щитом и мечом, внезапно столкнулся с этой войной наяву. Решение режиссера показать события снизу, с детской точки зрения, в «Белфасте», конечно, вполне объяснимо: в первую очередь это его личная история, которая к тому же добавляет всему повествованию игровой тон и детскую наивность.

«Белфаст»

Его жизнь – не про войну, а про желание стать отличником в школе, чтобы сесть на одном ряду с понравившейся девочкой, про кино на большом экране, которое он смотрит с открытым ртом, про дворовый футбол и ребяческие шалости на пару с кузиной. Как бы в противовес его миру поставлен взрослый: родители ругаются из-за неуплаченных налогов и обсуждают переезд в другую страну, отец постоянно пропадает на заработках в Англии, пока здесь, дома, ему предлагают присоединиться к радикальным протестантам или стать их врагом, мать переживает из-за акцента (с этой же проблемой сам Кеннет Брана, кстати, столкнулся после переезда в Соединенное Королевство), а улица города, на которой живет Бадди с семьей, перекрыта баррикадой. Жизнь тем не менее все равно продолжается, и на той же улице играет музыка, а бабушка и дедушка главного героя поют романс и танцуют на кухне, отвлекаясь от ответа на вопрос внука про любовь.

«Белфаст»

Вообще, контрастов в «Белфасте» много и в содержании, и в форме: фильм открывается цветными панорамами современного Белфаста, но становится черно-белым с началом повествования и переносом на более чем 50 лет назад, а краски на экран возвращаются разве что в эпизодах с кино, которое Бадди смотрит с семьей. Некоторые списывают такие цветовые решения на отсылки к «Манхэттену» Вуди Аллена и «Роме» Альфонсо Куарона, а не на авторский почерк, но, так или иначе, в цель – сделать экранные мемуары и передать ностальгию по давно ушедшему прошлому – они попадают.

«Белфаст»

Точно так же отрабатывает свое на полную актерский ансамбль: Джейми Дорнан здесь, пожалуй, играет одну из своих лучших ролей, Катрина Балф («Чужестранка») идеально справляется со строгой и сильной матерью, Киаран Хайндс («Игра престолов») становится воплощением всего самого очаровательного, что есть в этом фильме после дебюта Джуда Хилла, исполнившего Бадди, а Джуди Денч и суровый дух ее персонажа завоевали для нее номинацию на «Оскар». И выделить кого-то из них невозможно – не потому, что никто не запоминается, а потому, что семья здесь как единый организм.

«Белфаст»

Впрочем, цепляет «Белфаст» не звездной игрой и не черно-белыми планами, а лейтмотивами, как никогда актуальными и откликающимися у всех. Став жертвами внешней угрозы, главные герои то и дело оказываются перед выбором, от которого зависит вся их будущая жизнь: уехать или остаться, взяться ли за оружие, сопротивляться или плыть по течению? Девятилетнему Бадди такие вопросы, может, пока и чужды, но он тоже становится невольным участником событий и после проповеди священника, например, рисует в своем альбоме дорогу с развилкой в «хорошую» и «плохую» стороны. Кажется, что, пока рядом с ним семья, все обязательно кончится хорошо: отец и старший брат появятся в самый нужный момент, чтобы спасти от злодеев, а дедушку, как тот сам говорит, можно найти где угодно. Так «Белфаст» из автобиографической драмы целого народа на фоне смуты становится теплым и искренним кино о людях – со своими шутками, атмосферой и чувствами, понятными всем.

«Белфаст»