Блогеры потеряют все деньги? Что будет с бизнесом в запрещенных социальных сетях после вступления в силу нового закона
Больше никакой рекламы в популярных социальных сетях? Блогеры, предприниматели и все, кто имеет хоть какую-то связь с заблокированными в нашей стране сайтами, забили тревогу. Недавно в Госдуму внесли поправку в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». По ней банки должны будут перестать обслуживать тех, кто оказывает услуги через заблокированные сайты.
После новости о появлении поправки многие стали обсуждать невозможность ведения бизнеса через запрещенные социальные сети вроде Facebook*, Instagram* или Twitter. Ни один банк по закону не сможет провести денежную операцию, если узнает, каким способом человек заработал деньги.
В Госдуме сразу же успокоили запаниковавших блогеров, которым только недавно удалось вернуть рекламодателей в запрещенную социальную сеть, – в мае три крупных российских маркетинговых агентства подтвердили возросший интерес к Instagram* с начала марта.
Глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сказал, что речь идет о сайтах, оказывающих услуги тем организациям, которые проводят сомнительные операции, связанные с игроманией, ставками, казино. Запрет не будет распространяться на сайты, которые упомянуты в реестре, но доступ к которым не ограничен. Так сделали специально, чтобы не были затронуты крупные сервисы вроде VK или «Авито» – отдельные страницы этих сайтов есть в реестре Роскомнадзора.
Что же будет с доходами блогеров и бизнесменов в запрещенных социальных сетях? Разбираемся с юристами, маркетологами и крупными блогерскими агентствами.
Елена Буряк, юрист компании «Юстори»
В законопроекте говорится о блокировании операций «лиц, оказывающих услуги», то есть речь идет и о юридических лицах, и об индивидуальных предпринимателях, и даже о самозанятых, которые продают свои товары и услуги либо заказывают рекламу на запрещенных сайтах.
Формулировки действующего закона и предлагаемых поправок не дают четкого регламента всех процедур. Остаются открытыми вопросы, каким образом банки будут определять, что предприниматели оказывают услуги или продают товары через запрещенные сайты, как они будут отслеживать денежные операции.
Алексей Владимирович Сиренко, управляющий партнер юридический фирмы «Юстерс», к.ю.н.
Паниковать рано, это всего лишь законопроект, он может быть и не принят. Но при этом стоит отметить очевидный тренд законодателя на принудительный вывод бизнеса из недружественных социальных сетей. Вполне вероятно ожидать иных правовых новелл, стимулирующих освоение бизнесом отечественных медиаплатформ.
Сабина Самедова, юрист бизнеса и инфобизнеса, руководитель юридической компании Slgroup
Догадливые пользователи социальных сетей могут обходить подобные законы, например указывать не реквизиты своей карты, а виртуальные кошельки, куда можно будет перечислять средства. Возможность использования виртуальных кошельков, за исключением иностранных, не запрещена.
Юлия Родочинская, маркетолог EdTech, предприниматель
Некоторое время назад планировалось запустить в Instagram* функцию shopping tags. Если бы это произошло, то он стал бы подобием маркетплейса, где действительно можно было бы что-то продавать. Но этого не случилось, поэтому логично, что подобный законопроект не коснется запрещенной социальной сети.
Элеонора Тюрина, маркетолог-аналитик
Предпринимателям я посоветовала бы идти в другие социальные сети, например в VK. Необходим легальный способ привлечения трафика, не стоит держаться за запрещенную социальную сеть. Я заметила, что в VK можно успешно работать, есть очень хорошие кейсы. Я сама веду свою страницу недавно, начала примерно три месяца назад, однако уже по запросу «маркетинг» можно увидеть меня на седьмом месте среди 19 тысячи аккаунтов.
Олег Федущак, операционный директор агентства блогеров Invite
По своим наблюдениям скажу, что сейчас бренды не особо хотят размещаться в Instagram*. Объем рекламы в аккаунтах наших блогеров существенно снизился. Они, конечно, продолжают вести эту социальную сеть, но она не является приоритетной.
Виктория Французова, основатель PR-агентства About You
Для многих Instagram* – трамплин, который дал им цифры и популярность. Сейчас блогеры ведут эту социальную сеть как личный дневник, в котором общаются с аудиторией, рассказывают о своей жизни. А рекламодатели просят выложить что-то в Telegram-каналы или паблики в VK.
* Признан экстремистским и запрещен на территории России.