Российские сериалы больше не заигрывают со зрителями посредственным юмором и сюжетами, которые мы все уже где-то видели. Подъем, случившийся в последние несколько лет, вывел и зрителя, и тех, кто в кадре и за его пределами, на принципиально новый уровень – и заставил посмотреть на сериалы как на что-то свежее и интересное. Отсюда и качественно новый уровень проектов, вышедших за последнее время. «Нулевой пациент», например, одна из самых громких весенних премьер «Кинопоиска» о первой в СССР вспышке ВИЧ, побил все рекорды платформы и всего за три недели после релиза преодолел отметку в более чем миллион просмотров. Сегодня это один из самых обсуждаемых проектов в духе не менее нашумевшего «Чернобыля» от HBO, но со своим особым шармом – сюжет разворачивается на исходе 80-х, далеких от современного зрителя, а потому сложных в том, что касается детализации эпохи.
Как на экране воссоздавали декорации мест 30-летней давности? Откуда в сериале появилась та самая мозаика из городской больницы? В день премьеры финального эпизода «Нулевого пациента» узнали все о его создании у художника-постановщика сериала Александра Арефьева.
«У меня огромное количество референсов, как и у любого другого художника-постановщика. Чтобы начинать что-то делать, нужно обзавестись знанием: материала, времени, каких-то идейных, может быть, атмосферных моментов и образов», – говорит Александр. Очень важно собрать не столько мудборд, сколько целую презентацию, в которую будут заложены референсы и стиль будущего фильма. С помощью подобной предподготовки продумывают как проект целиком, так и отдельные сцены и образы.
При разработке цветовой палитры, например, продюсер Александра Ремизова обратилась к шедеврам мировой живописи. Так, оттенки кадров «Нулевого пациента» перекликаются с картинами «Красная комната», «Разговор» и «Натюрморт с голубой скатертью» Анри Матисса, «Портрет неизвестного, читающего газету» Андре Дерена и «Натюрморт с подсолнухами» Поля Гогена.
Прежде чем начать поиски реквизита, нужно определиться, что именно искать. С этой целью создается так называемый технический список предметов. В него входят общие обозначения вещей: «стол», «стулья» и подобное. Более детальный поиск с подбором по стилю и цвету начинается уже позже.
Большую часть реквизита берут на специализированных складах. Однако съемки советской эпохи не обходятся без обращения к народу, а именно – к блошиным рынкам, барахолкам и «Авито».
Многие вещи в кадре произведены в 80-х, но несколько перешиты. К ним относится фиолетовой комбинезон, в котором на вечеринке появилась героиня Елизаветы Шакиры: изначально рукава были длинными.
Что-то вовсе создавали с нуля: например, белую дубленку Алены – ее шили по лекалам вещей той эпохи. Самостоятельно было создано мозаичное панно, которое зрители впервые встречают на постере сериала. Оно было совместно разработано и собрано самим Арефьевым и его ассистентами. Вдохновением послужила мозаика Геннадия Черноскутова «Люди в белых халатах», которая была создана в 1977 году по заказу Самуила Фишера. Он возглавлял первую городскую больницу в Волжском. При капитальном ремонте в 2019 году панно было полностью уничтожено.
Работа, состоящая из 25 тысяч элементов, получилась довольно большой – 3 х 4 метра. И, как было задумано авторами, задает особое настроение: немного печальное, но вселяющее надежду.
Этот элемент интерьера в сериале можно будет увидеть не раз, в том числе и на стенах. Ковры стали уникальным феноменом советского времени, а для Калмыкии это и вовсе элемент этнической культуры. Там ткать ковры учат с детства – и девчонок, и мальчишек. В 2011 году калмыцкие ковры были признаны лучшими на международном конкурсе в Париже.
«Такая же деталь интерьера, которая раньше использовалась часто. Ковры в интерьерах можно встретить даже сейчас, – поясняет Арефьев. – По-моему, у нас вся страна любит ковры».
Несмотря на то что 80-е были не так давно и многое должно было сохраниться, подходящего реквизита оказалось довольно мало. Создателями проекта была проделана огромная работа по поиску необходимых вещей. Им удалось найти даже то, что сохранилось с советских времен: стеклянные шприцы, медицинское оборудование, даже зажигалка, которая принадлежит герою Стычкина – Карахану.
Особенной находкой стала еще одна вещь этого героя – среднеформатная камера фирмы Hasselblad. Фотоаппаратам этой компании принадлежат многие культовые снимки. Среди них и фотография Базза Олдрина, шагающего по Луне, – а снял ее Нил Армстронг.
Повезло удачно обставить интерьер комнаты эпидемиолога Дмитрия: большая часть мебели относится к концу 70-х и середине 80-х годов.
Так как кино все же художественное, в декорациях были допущены некоторые вольности. «Какие-то современные детали мы пытались выдавать за 80-е годы», – поделился Александр Арефьев. К ним относятся некоторые элементы интерьеров: стены в квартире Дмитрия, к примеру, выкрашены в синий цвет, что практически не встречалось в апартаментах той эпохи.