В российский прокат вышла «Черная Вдова» Кейт Шортланд – сольный фильм о Наташе Романофф, громкая и долгожданная премьера от MCU, которая обещала рассказать о ее жизни до «Мстителей» и которую мир должен был увидеть еще весной прошлого года (спасибо пандемии, внесшей свои коррективы в расписание). После финальных «Мстителей» и продолжения «Человека-паука» это была первая за два года полнометражная работа киновселенной, на которую у поклонников, кажется, были особые надежды: во-первых, героиню Скарлетт Йоханссон мы все помним еще со времен «Железного человека», когда супергеройской команды не было и в помине, во-вторых, знаем мы о ней мало, в-третьих, увидеть ее снова на экранах после трагической смерти в завершении большой кинофраншизы как минимум приятно.
Правда, на этих трех пунктах достоинства фильма кончаются. Вообще, смотреть что-то от Marvel после мощного «Финала» тяжело без сравнения: ждешь масштабных сцен, драматических поворотов, глубины. «Черная Вдова» же всего этого по большей части лишена, и, хотя моментами и претендует на многослойность, каждый раз до нее как будто не дотягивает, несмотря на то что для этого у нее были все шансы. В доказательство – сюжетная линия о детстве и взрослении в так называемой «Красной комнате», в которой «избранных девочек» тренируют, стерилизуют и растят высокопрофессиональными бойцами. Максимально хорошо этот лейтмотив показан всего дважды: в прологе о детстве и во встрече с приемными родителями (советскими шпионами), из которой выясняется, что другого сценария жизни ни у одной из «вдов» быть и не могло. За них все просто решила генетическая рулетка и круглая сумма от государства, покупающего «подходящих» новорожденных для воспитания убийц.
Такая почва могла сделать из «Черной Вдовы» взрослый, серьезный, мрачный фильм о людях с поломанными судьбами, но Marvel выбрал другой ракурс в своих лучших традициях и сделал яркий и красочный боевик с огромным количеством экшена, добавив туда абсолютно комичного Дэвида Харбора в роли советского супергероя Красного Стража, пьющего водку и сидящего в «Гулаге» (спасибо, что нет балалайки и медведей, хотя фото Владимира Путина в начале прилагается), Рэйчел Вайс в роли расчетливой шпионки с проснувшимся материнским инстинктом, Ольгу Куриленко в роли лишившейся собственной воли из-за вживленного чипа дочери главного антагониста и Флоренс Пью – одно из главных действующих лиц – в роли сестры Наташи Романофф, отчаянно жаждущей справедливости и возмездия.
К актрисе, кстати, сейчас приковано особое внимание – именно она станет наследницей супергеройского прошлого экранной сестры, и сцена после финальных титров (настоящие поклонники MCU знают, что уходить из зала нельзя до последнего) обещает нам интересное противостояние героини с одной из сторон. Для киновселенной такой выбор может оказаться более чем удачным, потому что Елена Белова в ее исполнении получилась максимально искренней, живой и настоящей, без лишнего пафоса: она шутит, что Тору анальгетики после битвы не нужны, покупая «Ибупрофен», пародирует фирменную стойку Наташи Романофф, называя это «позерством», не стесняется в выражениях и колкостях и не делает вид, что она особенная, а просто пытается прожить ту жизнь, которая ей досталась.
Все это приправлено, конечно, яркой феминистической повесткой, прослеживающейся без труда. Сюжет «Вдовы» в принципе зациклен на идее избавления от патриархального общества (здесь оно нашло отражение в лице Рэя Уинстона – Дрейкова, создавшего «Красную комнату», плоского персонажа без считываемых мотивов): каждая освободившаяся от мужского контроля говорит, что ее заставили, сам серый кардинал обличает все происходящее в мощное выражение о том, что он использует «главный неисчерпаемый природный ресурс этой планеты – девочек», а титры о жестоком детстве с пистолетами вместо кукол идут под женский кавер на Smells Like Teen Spirit. Если честно, очень красивый.
В конечном итоге то, что киновселенная не изменит своим принципам и сделает шаблонный экранный «аттракцион» для развлечения и кассовых сборов, было ожидаемым, но от того лучше не становится, да и «Черная Вдова» не может найти баланс ни в форме, ни в содержании – отсюда смесь и странного юмора, и драматичного прошлого, и боевика со взрывами и пожарами. Так что спасибо ей можно сказать, пожалуй, только за раскрытую тайну о том, что же случилось у нее с Клинтом Бартоном в Будапеште, и за фильм как таковой для тех, кто изголодался по громким премьерам. Все-таки попрощаться с героиней Скарлетт Йоханссон, пожалуй, можно было и получше.