Что не так с отношениями Эды и Серкана из «Постучись в мою дверь». Отвечает психолог
Чем привлекает и даже влюбляет в себя сериал «Постучись в мою дверь»? Это живописные локации, где происходят действия, природа, наряды героев и, конечно, сами актеры. Этот сериал можно смотреть как на медитативную картинку. Но ведь не одной красотой он нас зацепил?
Специально для PEOPLETALK клинический психолог Маргарита Алексеева объяснила, почему нам так интересно следить за отношениями Эды и Серкана Болата, а главное – насколько они в принципе подходят друг другу.
Маргарита Алексеева, клинический психолог
Отношения Эды и Серкана
Откуда в кино появляются определенные типажи? Все просто. При создании фильмов голливудские сценаристы часто обращаются к трудам Джозефа Кэмпбелла, который в процессе изучения мифов разных народов создал единую и понятную систему архетипов персонажей. Именно от его книги «Тысячеликий герой» отталкивался, например, Джордж Лукас при создании «Звездных войн». Известно, что герои истории представляют собой классические архетипы по системе Карла Юнга. Попробуем теперь разобраться, как они работают на примере романтических отношений в сериале «Постучись в мою дверь».
Любовная линия Эды и Серкана – яркий пример отношений истероида и нарцисса. Именно такие пары чаще всего любят в кино из-за зрелищности. Ведь в большинстве бурных романов со скандалами, изменами, яркими объяснениями это любовь именно истероида и нарцисса.
Очень важно, что сам по себе психотип (и человек с таким психотипом) – не плохой. У каждого из них свой фокус внимания и своя реакция на происходящее, поэтому контакт людей с такими характерами обычно бурный.
Нарцисс – человек с вниманием на себя, свои достижения и карьеру. У истероида – фокус внимания вовне: как на меня посмотрят, что подумают, как оценят. Нарцисс кажется довольно холодным, потому что ему не нужны постоянные проявления любви. А истероид не может существовать без внешних проявлений своей влюбленности и заинтересованности.
Почему кажется, что в их отношениях много манипуляций? Это способ получить свой вид внимания, а также понятную для каждого психотипа коммуникацию, чтобы удовлетворить свои дефициты в чем-либо. И в этом противостоянии оба поочередно становятся то абьюзерами, то жертвами.
В начале истории Эда терпеть не может Серкана, но соглашается с ним на фиктивные отношения, чтобы ненавидеть его с более близкого расстояния (чистейший истероидный расчет). Серкан вообще придумывает эту схему, чтобы вернуть внимание бывшей. У нарцисса не может быть конкурентов. Ни в отношениях, ни в карьере, ни в бизнесе. Возможность оказаться не лучшим убивает нарцисса.
Дальше в течение всего сериала мы видим классическую игру «горячо-холодно». В двух словах: истероид бежит за нарциссом и кричит: «Люби меня!», нарцисс в этот момент может даже вслух говорить: «Мы с тобой уже вместе, чего тебе еще надо?» Спустя некоторое время истероид начинает смотреть в другую сторону (по разным причинам), и тогда нарцисс в страхе, что сейчас лишится главного фаната и почитателя, начинает активно, зачастую резко и грубо (зачем церемониться?) возвращать блудного истероида в семью.
Конечно, не все психотипы в реальной жизни настолько выражены. Но суть взаимоотношений именно такая. И именно поэтому их отношения понятны аудитории.
К стратегиям поведения любого психотипа добавляются травмы. Эда, рано оставшись без родителей, склонна к постоянному поиску безусловной любви и одобрения. Отсюда ее потребность в повышенном внимании к себе, своей персоне и чувствам. При этом она не будет о них открыто говорить.
Серкан, переживший смерть брата, мог получить от своих родителей установку «не будь близким». Это когда человеку вербально и невербально показывают, что проявление чувств неуместно и даже опасно для эмоционального состояния.
Отсюда и эпизоды в сериале в духе «мне нужно тебе что-то сказать», которые используются не только в турецкой драматургии. В этих сценах, как правило, оба героя не умеют или боятся говорить о важном.
А что с другими героями сериала?
Не только главные герои создают атмосферу. Селин, бывшая девушка Серкана, – истероид с созависимостью. Она прямым текстом говорит о том, что Серкан для нее всегда был на первом месте. Важнее всех людей, даже ее самой. Именно поэтому их отношения длились так долго. Она питала нарцисса самым главным топливом – абсолютным обожанием.
Лейла, ассистентка Серкана, – прекрасный параноял. Человек, которому важно делать все правильно или «как надо», очень переживает, если все идет не по плану.
Эрдем, помощник Энгина, – человек-гипертим. Очень активный, хочет быть везде. Активно изображает бурную деятельность. Он олицетворяет хаос, но часто именно такие персонажи не дают всем стать слишком серьезными и важными.
Мелек, подруга Эды, – типичный хороший нейтральный персонаж, который обычно вызывает милое сопереживание. Создает ощущение безопасного места в отношениях с полным принятием и эмпатией. Многие мечтают именно о такой подруге!
Бабушка Эды и родители Серкана – будто олицетворение сил природы или каких-то глубинных архетипов. Они против отношений главных героев, что привносит больше драматизма в сюжет. Такие типажи прослеживаются во всех классических сценариях.
Довольно редко люди действуют с каким-то четким умыслом. Чаще всего это действия автоматические, из свойственного каждому конкретному человеку коридора психики. И то, что нам может показаться манипуляцией, будет просто привычным действием для определенного психотипа. Но наблюдать и тем более анализировать отношения, особенно на примере красивого сериала, действительно интересно и захватывающе.
Подруги Эды и их отношения
Образы подруг также подобраны по канонам архетипов и типажей. В жизни довольно сложно долгое время дружить компанией, в которой у людей разные жизненные цели и интересы. Если только все они не находятся в длительной терапии, чтобы с искренним вниманием вникать и погружаться в жизнь другого человека.
Но это популярный и эффектный ход в кино: собирать дружескую компанию достаточно разных девушек, чтобы все зрительницы могли найти свой типаж.
Что с отношениями у подруг Эды?
Отношения подруг Эды, если разобрать их на глубоком психоаналитическом уровне, это пример того, что нельзя построить отношения одной своей яркой чертой характера.
Мелек ищет принца и верит в сказочную любовь.
Джерен нужен контроль над ситуацией.
Фифи важно оставить в отношениях место для себя.
У каждой из них отношения будто так и не складываются. Чего не скажешь о любовной истории Эды и Серкана, в которой оба удовлетворяют все потребности и желания.