В конце октября в СМИ (да и университетских сообществах в соцсетях) заговорили о факультете журналистики МГУ. И дело не в очередном престижном рейтинге (в сентябре МГУ стал лучшим российским университетом по версии Times Higher Education). Просто на факультет пригласили сначала Дмитрия Киселева, потом — обвинителя по «московскому делу», а теперь администрация хочет отчислить студенток, выступавших в поддержку аспиранта Азата Мифтахова.
Разбираемся, в чем дело!
Все началось 23 октября: тогда на лекцию к студентам первого курса пригласили генерального директора «России сегодня» Дмитрия Киселева (того самого, который «Совпадение? Не думаю»). Декан факультета Елена Леонидовна Вартанова представила его как «пример профессиональной журналистской деятельности», причем заранее студентов о приглашенном госте никто не предупреждал. На встрече с первокурсниками Киселев, например, сравнил свою передачу «Вести недели» с «прививкой от Майдана».
Позже, 25 октября, лекцию по предмету «Право СМИ» для четверокурсников провели две сотрудницы прокуратуры Тверского района Москвы. Одна из них — Анастасия Зверева — выступала обвинителем по делам фигурантов «московского дела» Павла Устинова и Владислава Синицы. По словам прокуроров, законодательство в России лояльно к наркопотребителям, а российский суд — «самый справедливый». А вот на вопросы студентов о деле Ивана Голунова (его, напомним, обвиняли в хранении наркотиков, но после массовой поддержки в СМИ отпустили) они отвечать не стали (или не смогли?). После лекции заместитель декана факультета по учебной части обвинила студентов, задававших подобные вопросы, в непрофессионализме.
29 октября стало известно, что администрация факультета угрожала двум четверокурсницам отчислением за то, что те поддерживали аспиранта мехмата МГУ Азата Мифтахова, которого обвиняют в попытке поджога офиса «Единой России» (с 1 февраля он находится под арестом в СИЗО). Дело в том, что Фариза Дударова и Марина Ким собирали поручительства за арестованного Азата с требованием на время следствия перевести его на домашний арест, чтобы он мог продолжить работу над диссертацией. Как PEOPLETALK рассказали студенты факультета, Марина и Фариза «во время сбора подписей ничего не выкрикивали и ни к чему не призывали».
30 октября Фаризу Дударову и Марину Ким вызвали на заседание комиссии по студенческим делам (на факультете журналистики = комиссия по отчислению).
В тот же день, 30 октября, студенты и выпускники факультета опубликовали открытое письмо деканату, в котором написали:
«Мы, выпускники и студенты факультета журналистики МГУ, обеспокоены происходящими на журфаке событиями. Координатор по внеаудиторной работе Диана Платонова потребовала прекратить сбор, напомнив студенткам о несданных зачетах, и заявила: «Оппозиционной деятельностью нужно заниматься, когда у тебя нет долгов по учебе»».
Кстати, по информации авторов письма, для отчисления Фаризы и Марины администрация обращалась к одному из преподавателей факультета, чтобы тот поставил девушкам «незачет».
«Мы знаем, что официально факультет хранит молчание при возникновении резонансных дел, но раньше студенты хотя бы имели возможность самоорганизации для выражения общей позиции. Однако наметившаяся в последнюю неделю тенденция ограничить и эту свободу может привести факультет к тому, что большинство студентов и сотрудников будут бояться озвучить собственную позицию. Это, в свою очередь, влечет окончательное разрушение и без того слабого института дискуссии — а факультет журналистики готовит именно тех людей, которые в силу своей профессии обязаны эту дискуссию обеспечивать. Мы убеждены, что описанные нами случаи пагубно повлияют не только на университет, но и на состояние свободы слова в России в целом», — заявили в письме. Сейчас под ним подписались больше 500 человек, среди которых есть и преподаватели факультета.
Позже, 1 ноября, ректор МГУ Виктор Садовничий впервые прокомментировал дело аспиранта Азата Мифтахова в беседе с «Интерфаксом»: «Ему и его семье сейчас тяжело, но я уверен, что правоохранительные органы в ближайшее время объективно разберутся во всех обстоятельствах и суд вынесет справедливое решение». По словам Садовничего, ему известно об общественном резонансе, который вызвало это дело, но судить о наличии или отсутствии вины ему сложно, потому что он не знаком с материалами дела.
А на днях, 3 ноября, Дмитрий Киселев в эфире «Вестей Недели» заявил, что протестные настроения среди молодежи связаны с большим количеством гуманитариев и низким качеством их образования! «Для кого‑то производство гуманитариев — бизнес. Для студентов и их семей — надежда и большие траты на образование. Для выпускников — сверхожидания и сверхамбиции. А потом сверхожидания оборачиваются разочарованием, а сверхамбиции — обидой и недовольством к стране и обществу. Мол, ко мне несправедливы, а значит, и общество несправедливо, точнее, власть» — рассказал он.
В качестве примера Киселев привел Фаризу Дударову и Марину Ким, сказав, что, «поскольку процесс обучения гуманитариев в России недостаточно насыщен, некоторым становится гораздо интереснее самоутверждаться протестом».