Логотип Peopletalk

Дарья Воротынцева о силе сценария, вдохновении и тонкостях русского юмора

Главное изображение статьи

Актеры, режиссеры, продюсеры из раза в раз подтверждают, что любой фильм или сериал начинается со сценария. Именно он вдыхает в проект жизнь, дарит зрителям знаковых персонажей и культовые цитаты, провоцирует на эмоции и задает всему тон. А как создаются эти самые сценарии и откуда люди, которые пишут их, черпают вдохновение и точно знают, как рассмешить даже самого хладнокровного зрителя? Отвечает Дарья Воротынцева, подарившая нам «257 причин, чтобы жить», «Беспринципных», «Магомаева», «Ева, рожай!» и другие хиты отечественных стримингов. 

«Моя семья абсолютно не связана с кино. И как бы я ни хотела рассказать, как в детстве мы собирались и смотрели классику мирового кинематографа, это было бы неправдой. Моим первым впечатлением от большого кино стал «Искусственный разум» Стивена Спилберга – однажды ночью я включила телевизор в надежде увидеть там эротические фильмы, о которых говорили мои одноклассники, а в итоге нашла себя в пять часов утра со слезами, мокрой футболкой, будящую свою маму со словами, как люблю ее. Меня это очень тронуло, но мыслей связать свою жизнь с кино еще не было». 

«Меня цепляет уязвимость, нервозность и «нехорошесть» героев. Сюжетные повороты – это следствие, и захватывают они только когда интересен герой, с которым они происходят. Мой личный индикатор, что персонаж «получился» – когда мне самой любопытно, как он будет себя вести и чем закончится его история. И конечно, сценарий – это возможность препарировать как хирургу и изучать то, что пульсирует у меня самой и на что у меня пока нет ответов. Отдельный кайф – зафиксировать в кино тех, кого я встречаю в жизни. От грустного профессионального киллера до тревожного ортодоксального еврея, который на внезапном душевном фристайле начинает мне рассказывать о своей жизни. В конечном итоге, огромное счастье через кино найти «своих», когда обнаруживается, что то, что тебе смешно, грустно, больно, неловко и что вызывает желание разобраться – откликается у зрителей».

«У меня всегда есть угнетающее нервную систему волнение и чувство ответственности за то, что зрители дарят тебе самое важное – свое внимание и время. Они включают кино, которое ты написал, и хочется, чтобы это не было потерянным временем, чтобы они почувствовали своих, посмеялись, отвлеклись, поняли, что они не одни». 

«Из всех персонажей, которые есть в «Беспринципных», единственным полноценным героем, который буквально фигурировал в рассказах Саши Цыпкина – нашего маэстро – был Славик (Павел Деревянко). В остальном это были разрозненные атмосферные зарисовки и эпизоды с великолепными, остроумнейшими ремарками, вещи, полные любви, проницательности, но тем не менее, полноценных сюжетов и героев не было. Авторские рассказы для чтения со сцены – жанр, который этого не предполагает. Поэтому очень интересным вызовом было сделать это полноценным сериалом. И, кажется, кино получилось, но благодаря всей команде: приверженности и творческому мотору Саши Цыпкина, таланту режиссера Романа Прыгунова, неколебимой продюсерской уверенности Данилы Шарапова и мастерству моего соавтора Владимира Васильева. Собственно, в сотворчестве с последним мы предложили «отцам проекта» героев и линии, которые удачно вписались в творческое ДНК «Беспринципных». Врать не буду, иногда хотелось рыдать, уходить из профессии, уезжать на север и начинать новую жизнь – были моменты, когда это казалось невывозимым. Но по итогу все стоило того.

Мои любимые персонажи – генерал и его жена (Николай Фоменко и Кристина Бабушкина). Очень странное и крутое чувство, когда это были просто мысли в голове, и вдруг они материализуются в жизни и становятся нарративом, живущим самостоятельно».

«Очень жду, когда мне будет 50 лет – надеюсь, что в этом возрасте я смогу создать что-то еще более цепкое, глубокое, тонкое, поумнев и обретя жизненный опыт, когда моя галерея людей и жизненных ситуаций расширится».

Боди и украшения, собственность героини; брюки, Surovaya; сабо, Ekonika

«Сейчас большое количество иностранных фильмов в силу разных обстоятельств стали недоступны, но зритель остался, и он по-прежнему хочет смотреть хорошее кино. Это всех нас взбодрило. У нас теперь нет отговорок. Нельзя сказать: «О боже! Мой фильм провалился, потому что в этот момент вышел «Форсаж – 15». Дело не в «Форсаже» ни сейчас, ни тогда, дело в том, что где-то смалодушничали, недоработали, поспешили, забили на качество сценария. Последнее – моя личная тема. Это главное, с этого начинается кино, и первое, что запускает огромную цепочку, которая приводит к созданию фильма».

«Бывают периоды, когда месяцами тебя не видит никто, кроме курьеров, которые тебе привозят еду, пока ты сидишь в своей сценарной пещере, не отвлекаясь ни на что. Я думаю, что эта ситуация постепенно меняется – появляется такое понятие, как шоураннер – человек, который и пишет кино, и занимается подбором режиссера, либо же снимает сам, следит за идейным ДНК проекта. Посмотрите «Наследников» – величайший сериал нашего времени, сделанный шоураннерами – людьми, которые в первую очередь сценаристы. Нам надо быть круче, делать больше и вылезать из пещер. Я думаю, во многом сценаристы малоизвестны потому, что просто не хотят разговаривать с людьми (Смеется.). Они хотят только писать!».

«В детстве я хотела стать актрисой, но после трех лет учебы в театральной школе я стала такой невменяемой истеричкой, что моя мама меня оттуда забрала и сказала: «Занимайся лучше французским». Спасибо ей за это. На моем последнем вышедшем проекте мне предложили микророль в эпизоде – нужно было просто войти в кадр, сказать одну фразу и сесть в машину. Я могу сказать, что это был колоссальный стресс. Сначала ты несколько часов сидишь на гриме и ждешь вызова, пока жизнь проходит мимо, потом ты выходишь, на тебя смотрят 20 человек, ты начинаешь заикаться, от неловкости и волнения у тебя идет кофе носом.

Я считаю, что для всего есть специалисты, которые должны заниматься своим делом. Тем не менее, у меня есть мечта – я хочу в каком-нибудь из сериалов сыграть молчаливую (желательно немую) официантку или девушку на раздаче в столовой, чтобы смачно шлепнуть кашу в тарелку и передать ее. Или, может быть, кассиршу на автозаправке, тоже без слов. Это максимум, который приходит мне в голову, когда я думаю о работе в кадре». 

«Я бы не сказала, что русского человека сложно рассмешить. Я считаю, что главный ключ (по крайней мере, тот ключ, который я использую) – абсурд повседневной жизни. Это то, что нас окружает, и чем точнее ты это заметил, почувствовал, передал, тем лучше это работает. Мои коллеги, мнению которых я доверяю, говорят, что каждая шутка базируется на боли, ощущении собственной неловкости, неполноценности или страха, стыда. И я с этим согласна. Для меня работа сценариста – это взять то, что больно, неловко и дискомфортно, трансформировать это в лекарство и сделать людям хорошо».


Текст: Анастасия Павлова

Дизайн: Татьяна Курьякова


Фотограф: Александр Новиков

Стилист: Яна Бабурова

Визажист: Екатерина Пономарева

Стилист по волосам: Евгения Конашенкова для Oribe Russia

Продюсер: Анастасия Фридман

Ассистент продюсера: Елена Бородина

Рекомендуем