Давай поженимся по-узбекски: вы нам данные, а мы – жениха. Как вузы способствуют сватовству в Узбекистане?
«Твоему дяде несколько раз приводили невест, но он женился по любви» – эту фразу от родителей впервые я услышала пару лет назад. И, на удивление, в то время она не вызвала во мне множества противоречивых чувств, ведь подобное положение вещей было оправдано многовековыми традициями.
Но каково было возмущение, когда я узнала, что в наше время в Узбекистане до сих пор актуален этот обычай.
Только теперь он обрел high level – свахи (они же совчилар) ловят молодых девушек, подходящих на роль жены для их сыновей, племянников или братьев в учебных заведениях.
Более того, сотрудники национальных вузов способствуют этому, продавая личные данные студенток. Мол, так свахам будет проще найти невестку под их четкие критерии.
Как это происходит и с чем приходится сталкиваться девушкам, не желающим идти на поводу патриархальных традиций, – я и решила разобраться.
Как сватовство в Узбекистане выглядело раньше?
По традиции, формировавшейся на протяжении многих столетий, родители юноши приступали к поиску невесты сразу после наступления его совершеннолетия. И относились, кстати, к собственному расследованию довольно ответственно, ведь требования к избраннице были непростыми.
За подобной информацией родители юноши обращались к соседям «жертвы», дальним родственникам и иногда даже под невинным предлогом наведывались к избраннице домой. А когда окончательный выбор был сделан, приходили со сватами (лицо, делающее предложение отцу девушки от имени жениха. – Прим. ред.) к ней в гости в назначенный день. В народе это до сих пор называют «Фатиха-туй».
Правда, ответ они получали не сразу, даже если жених и невеста уже заведомо согласны на союз. И это, кстати, редкость, ведь чаще всего будущие муж и жена даже незнакомы (так уж было принято). Положительный ответ оглашался лишь после третьего визита в семью невесты. И только тогда начиналась организация свадьбы.
Казалось, с тех пор многое изменилось. Но, как выяснилось, это только мы так думали.
«Давай поженимся по-узбекски» нашего времени
Сейчас в Узбекистане ситуация с поиском невесты выглядит куда оригинальнее. Теперь совчилар не приходится ходить по соседям и искать «жертву» для своих подопечных, за них это делают работники национальных учебных заведений. Как рассказали нам девушки, попавшие в подобную ситуацию, некоторые сотрудники вузов продают свахам личные данные студенток. Правда, оценками эти женщины мало интересуются, им куда важнее узнать, на бюджете учится потенциальная избранница или по контракту. Желательно, кстати, чтобы девушка училась на бюджете, иначе ее потенциальному мужу придется оплачивать контракт.
(Имена героинь изменены по их желанию)
Юлдуз, 19 лет
«Работники института дают наши контакты совчилар, после чего они уже выходят на нас. Ко мне с такими предложениями, конечно, не приходили. Но вот в группе была похожая ситуация, когда заходили прямо во время лекции и спрашивали однокурсницу».
Ситора, 21 год
«Не раз приходилось сталкиваться с похожей ситуацией. Однажды пришлось общаться лично с такой женщиной. Она меня встретила у дверей института и начала спрашивать, на каком я курсе, на каком факультете, контракт или нет. Долго юлить сваха не стала и прямо сказала, что ищет невесту сыну и племяннику. Рассказывала об их работе, говорила, что они хорошие. Но из этого ничего не вышло, как вы понимаете».
Фарангиз, 20 лет
«У нас в институте это происходит очень часто. По поводу меня лично, правда, не подходили узнавать. Но регулярно звонят мне насчет других девушек, так как я староста группы. Особенно учащаются такие случаи весной, потому что это как раз сезон свадеб в Узбекистане. Но лично мое отношение к происходящему негативное. Никакой конфиденциальности, могут спокойно и ваши фотографии всем показывать. Одно время мы переживали, что и адрес этим совчилар дадут».
Правда, стоит признать, что такое чаще всего происходит в национальных учебных заведениях. Международные вузы, наоборот, активно борются с этой тенденцией, объясняя свахам, что сюда девушки приходят получать высшее образование, а не налаживать свою личную жизнь. Более того, во многих университетах, устав от подобных вопросов, расклеивают официальные объявления.
Но даже это не мешает совчилар продолжать поиск идеальных невест своим сыновьям или племянникам.
Что говорит закон?
И раз уж сотрудники учебных заведений никак не могут повлиять на новый вид сватовства, а кто-то его и поощряет, мы решили обратиться к законодательству. Юрист по правам человека Милана Ахмедова подтвердила наше мнение, что распространение личных данных студенток без их согласия регулируется законом. Правда, доказать это довольно сложно.
Милана Ахмедова, юрист по правам человека
«Администрация вуза не имеет права разглашать персональные данные студентов. В статье 14 закона «О персональных данных» указано, что распространять личные сведения можно только с согласия их собственника. Но предотвратить такие случаи довольно сложно, так как нет доказательств, кто, когда и в каком виде передал личные данные».
К чему приведет такая ситуация со сватовством в Узбекистане – неизвестно. Но все же будем рассчитывать на внимание властей государства к данной проблеме. Ведь, как нам кажется, в современном мире женщины имеют полное право получать высшее образование без необходимости переживать за свою личную жизнь. А уж если и выходить замуж, то только по любви и собственному желанию, а не потому, что «часики тикают».