Логотип Peopletalk

10 лучших молодых предпринимателей России стоят на страже импортозамещения: все о бизнесе вопреки санкциям

Главное изображение статьи

2022 год – один из самых сложных периодов для российских предпринимателей? Мы ставим знак вопроса, потому что не уверены, так ли это на самом деле. Санкции, трудности с поставками, уход из России многих компаний заставили одних бизнесменов понервничать, а других собраться и приспособиться к новым условиям.

Похоже, настало время для риска, создания чего-то нового и необычного. Уже сейчас понятно, что санкции, наложенные на нашу страну, не снимут сразу. Производственные и логистические цепи предстоит создавать заново. По сути дела, в стране необходимо построить новую экономику. И это будет касаться абсолютно любой сферы деятельности.

Героям нашего материала, десяти крутым бизнесменам, не привыкать к трудностям: когда-то они создали инициативный стартап, начали его развивать, но неожиданно столкнулись с кризисом. Эти предприниматели пережили многое: в том числе времена пандемии, которые оказались самыми сложными, поэтому они готовы к препятствиям. Тут не до грусти и самокопания – на это просто нет времени. У них есть цель – радовать своего покупателя и делать действительно отличный продукт с пометкой «made in Russia».

Специально для PEOPLETALK десять предпринимателей из разных сфер объясняют, с чего начать и как стать лучшими в своем деле, несмотря на кризисы, санкции и пожар.

Мы публикуем материал в День труда – и это не случайно. Сегодня из-за последних событий в России праздник получает новое содержание, а его формальная оболочка наполняется реальным смыслом.

Когда мы начинали, на рынке не было ничего похожего на наши изделия, поэтому нас заметили, но не всегда это шло на пользу. Порой было сложно доносить до потребителя особенность продукта – шуб из стриженной овечьей шерсти.

Мы не делали шубы из меха или искусственные изделия из полиэстера, однако не все понимали разницу.

На старте мы столкнулись с критикой со стороны экоэкспертов и веганов. Однажды разместили рекламу у блогера-миллионника и получили много негативных комментариев. Это очень сильно выбило из колеи. Тогда мы еще не сформировали свое отношение к вопросу этичности использования шерсти.

В нынешнее время, запуская свое дело, предприниматели не должны пренебрегать анализом той ниши, которую они хотят занять. Нужно подходить более ответственно к тому, чем ты собираешься заниматься. Также следует обратить внимание на каналы сбыта – лучше всего сейчас продавать продукт в розницу или через маркетплейсы.

Из года в год MATÜ растет. Главными вдохновителями и катализаторами роста являются люди, которые работают в моей команде. Когда мы начинали, нас было всего двое, сейчас бренд создают 25 талантливейших людей. Ну как этим не гордиться?

Изначально RBG задумывалось как шоу по созданию косметических продуктов российскими визажистами на российской фабрике. Когда зрители должны были следить как развивается наш продукт от серии к серии. Пандемия помешала запустить шоу, но команду мы собрали и продукты мы придумали и сделали, поэтому бренд запустился год назад. Правда, я до сих пор хочу собственное шоу.

Я много лет делаю косметику, которую любят женщины. Однако хороший продукт в одиночку не создашь. Главная ценность любого бизнеса – это люди, с которыми воплощаешь в жизнь свои идеи.

Если обратиться к статистике, то в последние несколько лет российские бренды и в ситуации острейшей конкуренции росли быстрее рынка. Лидеры давно стали терять позиции на российском рынке именно за счет развития локальных брендов. Мы отлично встроились в систему международной кооперации и росли бы дальше. Нынешняя ситуация заставляет перестраивать все цепочки поставок, и это непросто. Но мы продолжим расти будем стараться оправдать доверие российских девушек к русской косметике.

Сила моего бизнеса – в любви! Если идешь на работу, как на свидание, все получается. А еще мне очень приятно получать отзывы от покупательниц. Когда пишут: «Я в восторге от вашей туши», ох, как же это приятно!

Первые пять лет OMUT был экспериментальным проектом. Я делала украшения, но не для продажи. В 2016 году ко мне присоединилась бизнес-партнер Алена Коваль – и мы стали ориентироваться на коммерцию. И вот тут появилось первое препятствие – отсутствие бизнес-образования и понимания каких-то процессов. Но со временем методом проб и ошибок все получилось.

У нас очень классная команда: она состоит из меня, дизайнера, и коммерческого директора. Нас немного, зато в коллективе царит полное взаимопонимание и уважение.

Каждому бизнесмену я бы посоветовала следующее: во-первых, смотрите внимательно на то, что происходит на рынке, во-вторых, считайте наперед – работайте с цифрами, со статистикой, в-третьих, ничего не бойтесь, пробуйте и экспериментируйте – позволяйте себе ошибаться, это абсолютно нормально!

OMUT всегда интересовали проекты на стыке дизайна, моды, архитектуры и искусства. Мы с моим бизнес-партнером Аленой Коваль мечтаем делать коллаборации, экспозиции с представителями из мира искусства. А если говорить о целях, то из ближайшего —выход на маркетплейсы и возвращение на международный рынок.

Мы делаем инновационный продукт, поэтому нам всегда было важно выстраивать экономические отношения с другими странами. Сегодня эта цель отошла на второй план. И это серьезный вызов. Хотя нам не привыкать к переменам – последние несколько лет только и делаем, что адаптируемся к новым условиям.

«НейроЧат» позволяет набирать текст на экране компьютера без речи или движения. Пользователь, концентрируясь на нужной букве или символе на виртуальной клавиатуре, осуществляет «мысленный выбор» объекта.

Конечно, все бизнесмены мечтают о выходе на международный рынок. Но нужно помнить – если вы не можете создать спрос на продукт в вашей родной стране, почему вы считаете, что он будет популярным в других странах?

Я воспринимаю свой бизнес как ребенка. Так что главная мечта, чтобы он вырос и стал самостоятельным, перестал требовать столько внимания от своих родителей.

Четыре года назад я закрыл свою web-студию, продал все, что у меня было, и на все деньги построил первый российский магазин самообслуживания. Он работал через приложение. У магазина был минус – высокая стоимость. Но мы с командой не отчаивались и участвовали в конкурсах и на выставках.

Однажды наш будущий клиент подошел на выставке и спросил, готовы ли мы сделать такой контейнер на одном квадратном метре. Так появился микромаркет – самый маленький ритейл, в котором товары продаются без персонала.

Мы заметили высокий спрос на микромаркеты в этом году, когда рынок валют повел себя нестабильно. Многие поняли, что лучше инвестировать в бизнес, связанный с едой, на нее всегда высокий спрос: он вырос на 26 % в сравнении с февралем. Возможно, это связано с тем, что люди теперь не так часто ходят в рестораны.

Мы сделали покупку еды быстрее и выгоднее. Теперь люди не ждут в очередях, они тратят 30 секунд и идут по своим делам. Я бы хотел, чтобы микромаркеты стояли в каждом офисе, в каждом подъезде и везде, где они нужны, стали чем-то привычным для всех нас.

Мы создаем натуральные продукты с уникальным вкусом. С нами все полезное становится еще и вкусным, поэтому людям не нужно делать выбор между заботой о своем здоровье и любимыми сладостями, такими как вафли, шоколад и шоколадная паста.

Прежде чем запустить производство, мы перепробовали много образцов гречихи, потому что хотели найти лучший. Потребовалось полгода, чтобы обнаружить премиальный сорт татарской гречихи на единственной фабрике на Тайване.

Один из советов начинающим предпринимателям — объединяться с российскими проектами, поддерживать друг друга, чтобы развивать сферы малого и среднего бизнеса в стране. Мы это показали на своем примере, когда сделали коллаборацию с Третьяковской галереей. Это был проект, направленный не только на поддержку одного из крупнейших российских музеев, но и на популяризацию русского искусства в целом.

Мы хотим сделать прорыв в производстве продуктов питания, как это было с чаем и шоколадом из семян татарской гречихи, и покорить мир: к слову, сегодня наше комьюнити охватывает не только Россию, но и страны СНГ и ОАЭ.

В 2017 году мы стали присматриваться к технологиям искусственного интеллекта. Где-то год изучали литературу по этой теме, ездили на разные конференции – и наконец нащупали идею, которую можно было монетизировать.

Долгие годы мы развивались в том числе благодаря контрактам с научно-исследовательскими организациями, которые занимались созданием продуктов для фармацевтических компаний.

Сегодня большие компании перестали проводить клинические исследования в России. Это, конечно, для нас плохо. Но, с другой стороны, появился запасной вариант. Мы неожиданно для себя видим рост интереса к искусственному интеллекту со стороны предприятий, которые стали заботиться о здоровье своих сотрудников.

Любому начинающему бизнесмену нужно понимать – не бывает рецепта успеха. В начале пути многие смотрят на опыт других и пытаются его копировать. Так делать нельзя. Успех – не тиражируем.

Мы начали работу над проектом в 2015 году, когда тема ресейла была не столь популярна. Через год мы выпустили в мир первую версию продукта. Идея нашего бизнеса – создавать культуру повторного потребления.

Мы приносим пользу миру, если рассуждать глобально, и делаем счастливыми десятки мам и малышей каждый день.

Несмотря на все внешнеполитические обстоятельства, мы продолжаем делать свою работу. Конечно, было несколько дней, которые команда провела в раздумьях, но затем четко решила, что будет идти дальше и меняться, если это необходимо.

Мы окружили себя правильными людьми, они поддерживают наши идеи – это и команда, которая работает с нами, и сами покупатели. Многие совмещают в себе обе роли. Захватывает дух от осознания того, какие люди объединены вокруг нашего проекта!

«Местные корни» стараются сделать так, чтобы во всех городах России появлялись и оставались свежие овощи, фрукты и зелень с высокими показателями вкуса, качества, внешнего вида, выращенные без использования ядовитых для человека веществ.

Важно производить такую продукцию как можно ближе к конечному потребителю, а не привозить за 3000 км. Тогда человек будет получать максимальное количество питательных веществ.

Главный повод для гордости – довольные клиенты: магазины, рестораны и сервисы доставки готовых блюд, которые рады получать свежие и ароматные продукты, без насекомых и кусочков земли, выращенные без пестицидов. Отдельная гордость – наш базилик. Жаль, в тексте не можем передать его аромат, он прекрасен.

Во время пандемии 2020 года к нам пришло много новых клиентов – такая ситуация наблюдается и сегодня. Мы выращиваем растения, которые раньше завозили в Россию – так что наш бизнес решает много проблем. Сейчас поступает много запросов – люди заинтересованы в том, чтобы строить вертикальные фермы в России, и, что удивительно, за рубежом.

Санкции заставили нас во многом пересмотреть алгоритмы бизнеса, как и многих российских производителей, работающих с импортируемым сырьем. Часть компонентов мы получали из Европы, поэтому сейчас активно ищем поставщиков в других странах. В этом очень помогает Московский экспортный центр, он оперативно предложил альтернативу.

Все, что происходит — это наши уроки, а не препятствия. Главное понять, для чего тебе дается та или иная ситуация, и что ты должен изменить прежде всего в себе, а потом в своей компании.

Самым сильным моим потрясением оказался пожар на производстве. Мы работали уже третий год, и я думала, что настал момент, когда я смогу уделять больше времени себе и своим близким, и делегировать некоторые задачи. 1 апреля, проводя видеоконференцию со своей командой, один из участников крикнул: «Мы горим». Глядя на экран ноутбука, я видела, как погибает наше производство. Понадобилось 15 минут, чтобы доехать до места происшествия. Для меня задачей №1 было спасти сотрудников, которые находились там. Когда я приехала, их уже увезли на скорой. В этот день я стала другой, не могу сказать какой, это сложный вопрос, но я как будто пережила то, что мне было нужно и суждено.

Я не люблю раздавать советы, я сама еще учусь быть предпринимателем. Могу сказать одно, нужно точно понимать, чего вы хотите и какую цену вы готовы заплатить за это. Стартапы закрываются по разным причинам, но как правило, главная из них – неготовность основателя трудиться и брать на себя ответственность за все, что происходит.


Коллажи: Кристина Исигуро

Дизайн: Татьяна Курьякова

Рекомендуем