2022 год – один из самых сложных периодов для российских предпринимателей? Мы ставим знак вопроса, потому что не уверены, так ли это на самом деле. Санкции, трудности с поставками, уход из России многих компаний заставили одних бизнесменов понервничать, а других собраться и приспособиться к новым условиям.
Похоже, настало время для риска, создания чего-то нового и необычного. Уже сейчас понятно, что санкции, наложенные на нашу страну, не снимут сразу. Производственные и логистические цепи предстоит создавать заново. По сути дела, в стране необходимо построить новую экономику. И это будет касаться абсолютно любой сферы деятельности.
Героям нашего материала, десяти крутым бизнесменам, не привыкать к трудностям: когда-то они создали инициативный стартап, начали его развивать, но неожиданно столкнулись с кризисом. Эти предприниматели пережили многое: в том числе времена пандемии, которые оказались самыми сложными, поэтому они готовы к препятствиям. Тут не до грусти и самокопания – на это просто нет времени. У них есть цель – радовать своего покупателя и делать действительно отличный продукт с пометкой «made in Russia».
Специально для PEOPLETALK десять предпринимателей из разных сфер объясняют, с чего начать и как стать лучшими в своем деле, несмотря на кризисы, санкции и пожар.
Мы публикуем материал в День труда – и это не случайно. Сегодня из-за последних событий в России праздник получает новое содержание, а его формальная оболочка наполняется реальным смыслом.
В нынешнее время, запуская свое дело, предприниматели не должны пренебрегать анализом той ниши, которую они хотят занять. Нужно подходить более ответственно к тому, чем ты собираешься заниматься. Также следует обратить внимание на каналы сбыта – лучше всего сейчас продавать продукт в розницу или через маркетплейсы.
Из года в год MATÜ растет. Главными вдохновителями и катализаторами роста являются люди, которые работают в моей команде. Когда мы начинали, нас было всего двое, сейчас бренд создают 25 талантливейших людей. Ну как этим не гордиться?
Если обратиться к статистике, то в последние несколько лет российские бренды и в ситуации острейшей конкуренции росли быстрее рынка. Лидеры давно стали терять позиции на российском рынке именно за счет развития локальных брендов. Мы отлично встроились в систему международной кооперации и росли бы дальше. Нынешняя ситуация заставляет перестраивать все цепочки поставок, и это непросто. Но мы продолжим расти будем стараться оправдать доверие российских девушек к русской косметике.
Сила моего бизнеса – в любви! Если идешь на работу, как на свидание, все получается. А еще мне очень приятно получать отзывы от покупательниц. Когда пишут: «Я в восторге от вашей туши», ох, как же это приятно!
Каждому бизнесмену я бы посоветовала следующее: во-первых, смотрите внимательно на то, что происходит на рынке, во-вторых, считайте наперед – работайте с цифрами, со статистикой, в-третьих, ничего не бойтесь, пробуйте и экспериментируйте – позволяйте себе ошибаться, это абсолютно нормально!
OMUT всегда интересовали проекты на стыке дизайна, моды, архитектуры и искусства. Мы с моим бизнес-партнером Аленой Коваль мечтаем делать коллаборации, экспозиции с представителями из мира искусства. А если говорить о целях, то из ближайшего —выход на маркетплейсы и возвращение на международный рынок.
Конечно, все бизнесмены мечтают о выходе на международный рынок. Но нужно помнить – если вы не можете создать спрос на продукт в вашей родной стране, почему вы считаете, что он будет популярным в других странах?
Я воспринимаю свой бизнес как ребенка. Так что главная мечта, чтобы он вырос и стал самостоятельным, перестал требовать столько внимания от своих родителей.
Мы заметили высокий спрос на микромаркеты в этом году, когда рынок валют повел себя нестабильно. Многие поняли, что лучше инвестировать в бизнес, связанный с едой, на нее всегда высокий спрос: он вырос на 26 % в сравнении с февралем. Возможно, это связано с тем, что люди теперь не так часто ходят в рестораны.
Мы сделали покупку еды быстрее и выгоднее. Теперь люди не ждут в очередях, они тратят 30 секунд и идут по своим делам. Я бы хотел, чтобы микромаркеты стояли в каждом офисе, в каждом подъезде и везде, где они нужны, стали чем-то привычным для всех нас.
Один из советов начинающим предпринимателям — объединяться с российскими проектами, поддерживать друг друга, чтобы развивать сферы малого и среднего бизнеса в стране. Мы это показали на своем примере, когда сделали коллаборацию с Третьяковской галереей. Это был проект, направленный не только на поддержку одного из крупнейших российских музеев, но и на популяризацию русского искусства в целом.
Мы хотим сделать прорыв в производстве продуктов питания, как это было с чаем и шоколадом из семян татарской гречихи, и покорить мир: к слову, сегодня наше комьюнити охватывает не только Россию, но и страны СНГ и ОАЭ.
Сегодня большие компании перестали проводить клинические исследования в России. Это, конечно, для нас плохо. Но, с другой стороны, появился запасной вариант. Мы неожиданно для себя видим рост интереса к искусственному интеллекту со стороны предприятий, которые стали заботиться о здоровье своих сотрудников.
Любому начинающему бизнесмену нужно понимать – не бывает рецепта успеха. В начале пути многие смотрят на опыт других и пытаются его копировать. Так делать нельзя. Успех – не тиражируем.
Несмотря на все внешнеполитические обстоятельства, мы продолжаем делать свою работу. Конечно, было несколько дней, которые команда провела в раздумьях, но затем четко решила, что будет идти дальше и меняться, если это необходимо.
Мы окружили себя правильными людьми, они поддерживают наши идеи – это и команда, которая работает с нами, и сами покупатели. Многие совмещают в себе обе роли. Захватывает дух от осознания того, какие люди объединены вокруг нашего проекта!
Главный повод для гордости – довольные клиенты: магазины, рестораны и сервисы доставки готовых блюд, которые рады получать свежие и ароматные продукты, без насекомых и кусочков земли, выращенные без пестицидов. Отдельная гордость – наш базилик. Жаль, в тексте не можем передать его аромат, он прекрасен.
Во время пандемии 2020 года к нам пришло много новых клиентов – такая ситуация наблюдается и сегодня. Мы выращиваем растения, которые раньше завозили в Россию – так что наш бизнес решает много проблем. Сейчас поступает много запросов – люди заинтересованы в том, чтобы строить вертикальные фермы в России, и, что удивительно, за рубежом.
Самым сильным моим потрясением оказался пожар на производстве. Мы работали уже третий год, и я думала, что настал момент, когда я смогу уделять больше времени себе и своим близким, и делегировать некоторые задачи. 1 апреля, проводя видеоконференцию со своей командой, один из участников крикнул: «Мы горим». Глядя на экран ноутбука, я видела, как погибает наше производство. Понадобилось 15 минут, чтобы доехать до места происшествия. Для меня задачей №1 было спасти сотрудников, которые находились там. Когда я приехала, их уже увезли на скорой. В этот день я стала другой, не могу сказать какой, это сложный вопрос, но я как будто пережила то, что мне было нужно и суждено.
Я не люблю раздавать советы, я сама еще учусь быть предпринимателем. Могу сказать одно, нужно точно понимать, чего вы хотите и какую цену вы готовы заплатить за это. Стартапы закрываются по разным причинам, но как правило, главная из них – неготовность основателя трудиться и брать на себя ответственность за все, что происходит.
Коллажи: Кристина Исигуро
Дизайн: Татьяна Курьякова