Казалось бы, кто будет отдавать сотни долларов за кроссовки или сумочку, которые он никогда не сможет носить в реальном мире? Про себя ты подумаешь: «Конечно, никто», а вот эксперты скажут: «Мы в будущем». Все это произойдет не сразу, а постепенно. Уже сейчас бренды делают первые шаги в метавселенную – все чаще можно услышать новости о запусках цифровых коллекций одежды или линеек косметики. Например, во время двухнедельного показа Gucci в онлайн-игре Roblox бренд продал свою виртуальную сумку дороже реальной – за 4,1 тысячи долларов.
Если для тебя это все еще звучит как сюжет фантастического фильма, подготовили гид, который проведет по метавселенной и ответит на главные вопросы: как люксовые бренды зарабатывают в виртуальном мире и зачем люди покупают цифровые товары?
Но сперва, предлагаем погрузиться в мир метавселенной и посмотреть, что предлагают популярные бренды в виртуальном пространстве сейчас.
Dolce & Gabbana
Прошлой осенью итальянский бренд Dolce & Gabbana успешно продал коллекцию из девяти товаров на цифровой торговой площадке UNXD. Выручка составила 5,7 миллиона долларов. После этого компания объявила o pacшиpeнии cвoeй вceлeннoй NFT, блaгoдapя чeму кoллeкциoнepы cмoгут пpиcoeдинитьcя к итaльянcкoму бpeнду не только в реальности, но и в мeтaвceлeннoй.
Procter & Gamble
В этом году компания Procter & Gamble представила собственный виртуальный мир под названием BeautySphere. В нем пользователи смогут изучать состав продукции P&G Beauty, выполнять интерактивные задания и побывать на экскурсии в саду, в котором компания выращивает растения для своих продуктов. Посетить BeautySphere смогут владельцы ПК – доступ в виртуальный мир откроется без дополнительных VR-девайсов.
Nike
В декабре 2021 года Nike купила один из сильнейших брендов в метавселенной – RTFKT Studios. Марка занимается производством виртуальных кроссовок. На ее счету уже несколько успешных кейсов: например, в феврале компания продала около 600 пар виртуальных кроссовок (через технологию NFT) всего за шесть минут. Это принесло прибыль более 3,1 миллиона долларов.
Louis Vuitton
К своему 200-летнему юбилею модный дом Louis Vuitton выпустил приключенческую игру-головоломку – Louis The Game. Ты играешь за персонажа Вивьен, которой нужно пройти шесть ярких локаций, чтобы найти 200 коллекционных NFT-свечей. Кстати, игру все еще можно найти в App Store и Google Play.
С каждым днем число компаний, покоряющих метавселенную, растет. Например, на днях косметический бренд NYX Professional объявил о запуске виртуальной платформы, где покупатели смогут пробовать новый макияж, советоваться с визажистами и играть в онлайн-игры, получая за это реальные скидки на косметику. Чтобы не упускать такие возможности в будущем, самое время узнать больше о метавселенной – как она устроена и зачем ее осваивать.
Что такое метавселенная?
Первое представление о метавселенной появилось в 1992 году в научно-фантастическом романе Нила Стивенсона «Лавина». События книги разворачиваются в наше время – в XXI веке. Весь мир поделен между крупными корпорациями, а наравне с мрачной действительностью существует трехмерная виртуальная реальность – метавселенная. У каждого человека есть свой «аватар» – его цифровой аналог себя реального. Автор практически с точностью описал все то, что мы вкладываем в понятие метавселенной сейчас.
«Метавселенная объединяет физическую, дополненную и виртуальную реальности в общем онлайн-пространстве, в котором люди могут взаимодействовать друг с другом и с цифровыми объектами через свои аватары», – объясняет Александр Кадыкеев, проджект-менеджер диджитал-агентства VOVA FAMILY.
В виртуальном мире, как и в реальном, есть своя денежная единица – криптовалюта. Крипта – это электронное платежное средство без физически выраженной формы. Основная единица измерения – «коины», то есть монеты. Их используют как традиционные деньги, включая хранение, передачу третьим лицам, оплату товаров или услуг.
Где существует метавселенная? Онлайн. Для нее есть специальные платформы. Одни из самых популярных – Roblox, The Sandbox, Decentraland, Sensorium Galaxy и Axie Infinity. Проводники пользователя в метавселенную – VR-очки, AR и XR-гаджеты и все, что поможет взаимодействовать с платформой. Но очки виртуальной и дополненной реальности пока еще не обязательное условие. Например, в виртуальные миры Roblox и Fortnite можно заходить с помощью компьютера и смартфона без специального оборудования.
Зачем нам метавселенная?
Первый шаг к переходу в виртуальный мир все мы сделали с началом пандемии, когда переключились на Zoom и стали проводить больше времени онлайн. Наш способ коммуникации изменился, но он больше напоминал отголосок реальности, нежели совершенно новый опыт. Метавселенные, наоборот, гарантируют эксперимент с полным погружением – виртуальный мир становится для пользователя таким же реальным (как в онлайн-игре, только без самой игры). Например, во время пандемии преподаватель из Сан-Диего провел урок геометрии в VR-игре Half-Life: Alyx. Используя интерактивное стекло, цветные маркеры и губку, учитель объяснил школьникам новые формулы и геометрические термины.
«Метавселенные – это новые возможности, новый способ коммуникации, который придет на смену мобильному Интернету. Задача меты объединить людей из разных точек земли в одной – виртуальной», – говорит Александр Кадыкеев.
Какой смысл в покупке товаров в метавселенной?
Аватар в метавселенной – как персонаж в видеоигре. Нам всегда хочется, чтобы он красиво выглядел и выделялся на фоне других. Поэтому в будущем многие пользователи будут платить большие деньги для того, чтобы сделать своего аватара уникальным и украсить предметами роскоши (брендовой одеждой и косметикой). Почти все виртуальные товары выпускаются в ограниченном количестве, и пользователи, покупающие их, получают невзаимозаменяемый токен, иначе NFT. Он выступает в качестве виртуального свидетельства о праве собственности.
По словам Александра, крупные компании осваивают метавселенную уже сейчас, чтобы занять свои ниши и получить лояльность аудитории. Для брендов это безграничные рекламные площадки и возможности дополнительных заработков. На данный момент тот или иной запуск в метавселенной – яркий инфоповод для бренда и хороший способ напомнить о себе. Метавселенные расширяют возможности компаний, и рекламный рынок пополняется новыми опциями:
— продажей виртуальных товаров;
— VIP-доступом к товарам через NFT;
— созданием сообществ;
— виртуальными шоу-румами;
— кастомизацией товаров;
— охватом новой массовой аудитории.
Может ли со временем метавселенная полностью заменить реальность?
Сейчас обсуждать это пока рано, но когда-то мы думали, что онлайн-шопинг не заменит обычный.
«Сейчас же мы видим массу локальных и / или монобрендовых онлайн-магазинов, маркетплейсов и прочего, где во многих цепочках полностью исключены физические объекты. Думаю, похожая история ждет и метавселенные. Постепенно некоторые бренды смогут уйти туда полностью», – комментирует Александр.