Первый сезон «Дома Дракона» заканчивается в лучших традициях «Игры престолов» и других историй, по масштабу не уступающим вселенной Джорджа Р. Р. Мартина – клиффхэнгером (в переводе – «захватывающий дух»), дающим пищу для размышлений на следующий как минимум год в ожидании продолжения. Сегодня на «Амедиатеке» вышла финальная десятая серия сезона, выверенная не только визуально (за постановку отвечал один из авторов «Доктора Хауса», «Остаться в живых» и «Анатомии страсти» Грег Яйтанс), но и по внутреннему содержанию. Это красивое и вполне логичное завершение истории, начало которой положили Райан Кончал и Мигель Сапочник – ранее они вместе работали над одним из самых зрелищных эпизодов «Игры» «Битва бастардов», и их первый полноценный проект по всем критериям, кажется, не уступает культовому оригиналу.
Стартовавший с традиционных для Вестероса интриг в Королевской гавани, разворачивающихся за 300 лет до событий «Игры», к середине «Дом Дракона» сбавляет обороты, обманывая зрителя своей неспешностью, чтобы к финалу снова накалить градус до предела и заставить миллионы зрителей прильнуть к экрану, как если бы в кадре снова умирал Джон Сноу. На самом деле, даже монотонность в повествовании здесь не выглядит скучной – пожалуй, не будь ее, запомнить многочисленных героев истории и их связи между собой было бы сложно, тем более, что в середине сезона действие перескакивает на десять лет вперед.
В том, что касается общей атмосферы, «Дом Дракона» соблюдает канон, заданный «Игрой престолов», и хотя после нее искушенного зрителя трудно удивить, приквелу сериала удается даже это: чего стоят только девять показанных нам драконов или сцены с родами.
В остальном же – жестоких драках, эпических сражениях, откровенных сценах в борделях или королевских покоях – «Дом» держит планку, заданную предшественником, поэтому возвращение в мир, созданный Джорджем Мартином, оставляет после себя приятное послевкусие.
А особенные ностальгические нотки добавляет музыкальное сопровождение – за него здесь отвечает Рамин Джавади, автор тем к «Игре престолов», получивший за них две «Эмми». В свое время его работы стали настолько популярны, что в 2017-м HBO запустил глобальный тур Game of Thrones Live Concert Experience, в котором композитор выступал вживую с музыкой из сериала, и у саундтреков к «Дому Дракона» есть, кажется, все шансы повторить этот успех.
Снискать любовь удалось и касту, хотя еще в первых эпизодах новые лица в Королевской гавани, на государственных советах, пирах и Железном троне могли смотреться непривычно.
Тем не менее, уже к следующим сериям популярность, например, Милли Олкок, сыгравшей юную Рейниру Таргариен, одну из главных героинь сериала, увеличилась в несколько раз: если еще в августе на нее в социальных сетях были подписаны 89 тыс. человек, то к концу сентября (первый эпизод вышел 22 августа) их количество превысило более чем миллион.
Что уж говорить о Мэтте Смите (он же Деймон Таргариен), завоевавшем статус нового краша в Сети – TikTok полон видео с самым горячим героем «Дома Дракона», а поклонники, кажется, готовы смотреть сериал только ради него в кадре.
Вообще, к актерскому составу здесь придраться сложно: Пэдди Консидайн на «отлично» справляется с ролью некоего шекспировского монарха, раздираемого противоречиями с разных сторон, Рис Иванс будто был создан для падкого на интриги десницы короля, а Эмма Д’Арси и Оливия Кук от эпизода к эпизоду перетягивают на себя внимание, открываясь с новых сторон. Но справедливости ради – до уровня своих предшественников по степени эмоционального надрыва в отдельных моментах и зрительской любви и ненависти в «Доме» никто, за исключением всеобщего любимчика Мэтта Смита, кажется, так и не дотянул.
В конечном итоге «Дом Дракона» получился как будто более человечным, и первый сезон сосредотачивается не столько на дворцовых интригах и нескончаемой борьбе за власть, а на личных мотивах каждого участника этой негласной войны. Это скорее объемная историческая справка, без которой не обойтись прежде, чем начать избавляться (опять же, в лучших традициях «Игры престолов») от персонажей, постепенно становящихся тебе родными.
Здесь меньше трагизма, который захватывает дух, меньше жестокости, на которую смотришь с открытым ртом, зато больше ситуаций, в которых герои используют в качестве оружия ум, а не заточенные мечи. Впрочем, учитывая сосредоточенность основного конфликта между женщинами, это тоже становится вполне объяснимым.
На самом деле, важнее всего в том, что касается «Дома Дракона» – понимать, что это не продолжение «Игры престолов». И он уже никогда не станет таким же, ведь уникальность «Игры» в свое время была именно в новизне всего, что показывалось на экране. И тем не менее, как наследие проекта Дэвида Бениоффа и Д. Б. Уайсса «Дом Дракона» все же не ударил в грязь лицом. Получится ли у него продолжить в том же духе? Посмотрим.