Логотип Peopletalk

Древние памятники в ювелирном искусстве: как артефакты интегрируют в современные украшения

Главное изображение статьи
Реклама

Красота – страшная сила. И современные дизайнеры и ювелиры это доказывают. Чего только стоит коллекция Dolce&Gabbana Alta Gioielleria 2025, в которую вошли уникальные украшения с античными монетами. В каждом из них переплетаются история, мифы и искусство Древнего Рима. Колумнист PEOPLETALK Екатерина Андреева настолько вдохновилась презентацией модного дома, что решила подробно рассказать о становлении ювелирного искусства и почему техники прошлого пользуются актуальностью до сих пор.

Екaтерина Андреева, создатель проекта об искусстве YaAndArt

Украшения, цитирующие прошлое, с использованием монеток и других древних вставок (мозаики, барельефов, микроскульптур) – это не отдельное явление, а закономерное следствие и отражение исторических событий. Коллекция Dolce&Gabbana позволила вновь убедиться в выражении «все новое – это хорошо забытое старое». Инкрустацию древних монет или камей в современную оправу придумали давно. Поэтому час рассматривая коллекцию Dolce & Gabbana, я улыбнулась старой и доброй традиции использовать все, что не «прикручено к полу» в археологическом сообществе.

Начнем издалека. Древний Рим – великая империя, простиравшаяся на сотни километров (добрая часть Европы входила в состав Рима). Разумеется, империя впитывала в себя прошлое своих провинций: у Этрусков была заимствована арочная система, у Древней Греции учились строительству храмов, а Древний Египет давал понять, что такое настоящая роскошь! Именно о последнем государстве и пойдет речь.

В I веке до н.э. связь Рима и Египта стала особо очевидна в памятниках архитектуры и ювелирного искусства. В Древнем Риме были популярны кольца со скарабеями, вдохновленные древними египетскими и греческими традициями. На этих кольцах часто изображались жуки-скарабеи, вырезанные на драгоценных камнях, таких как сердолик, агат, яшма, халцедон, горный хрусталь, аметист, гранат и сапфир. Затем они оправлялись в золото, серебро или бронзу, а с обратной стороны дополнялись печаткой.

Скарабей служил символом Возрождения, защиты и солнца, переняв свое значение у Древнего Египта. Первоначально кольца со скарабеями служили печатями для подписи документов и заключения сделок. Позже они стали более декоративными и использовались для демонстрации статуса, убеждений или принадлежности владельца к какой-либо организации.


Самым частым объектом для инкрустации являются инталии (разновидность геммы). В эпоху Средневековья такие ювелирные опыты не утратили актуальности, несмотря на то, что это были античные объекты, но приобрели новую волну популярности. Античные камеи и геммы переосмыслялись через призму христианской символики.

Античные геммы, например, часто служили печатками для документов, а в Средневековье их переделывали в перстни епископов или королей, добавляя христианские гравировки: кресты и монограммы Христа.

Камеи считались и символом преемственности. Меровинги использовали римские инталии в дисковых фибулах (застежках плащей), сочетая их с инкрустациями. Такие броши символизировали власть и преемственность римской культуры.

Камеи использовались при создании реликвий. Византийские мастера вставляли римские камеи с портретами императоров в оклады икон или крестов, трактуя их как изображения святых. Камея с каким-нибудь римским императором могла стать изображением апостола или евангелиста. Например, Оклад Евангелия королевы Теоделинды VI — VII веков, или крест Лотаря конец X века из сокровищницы Ахенского собора, где по центру расположилась гемма с портретом римского императора Октавиана Августа, который не имел абсолютно никакого отношения к Иисусу Христу, поскольку евангельские события случились уже после смерти Августа.

В эпоху Возрождения появился интерес не только к гуманизму, философии и античным скульптурам, но и античным геммам, они вновь стали полноценными украшениями. Думаю, что вы видели хоть раз «Портрет молодой женщины» Боттичелли. Сложная прическа – Флорентийская коса, богато украшенная жемчугом, захватывает все внимание зрителя, но если отвлечься то, мы обнаружим на шее девушки медальон с камеей. Медальон на картине является обратной копией печати римского императора Нерона, из сердолика, из коллекции Лоренцо Медичи.

Следующими любителями использовать древние артефакты в ювелирном искусстве были мастера времен Наполеона Бонапарта. Мода на неоклассицизм вновь возникла после раскопок Помпей и пришлась очень по вкусу империям первой половины XIX века. Античные камеи стали основой парюр. Наполеоновский придворный ювелир и основатель ювелирного дома Nitot et Fils Мари Этьен Нито создавал колье и диадемы с древнеримскими камеями. Например, тиара Полины Боргезе и тиара Жозефины.

Складывается впечатление, что ювелиров на протяжении всей истории вдохновляла исключительно античность, как недосягаемый идеал! С одной стороны, это и правда так, европейская культура давно выбрала себе эталон, которому следует не одно столетие, но порой бывают и исключения.


На рубеже XIX и XX веков европейцев захватил далекий и чарующий Египет: в искусстве появляется масса египетских мотивов с большим и меньшим калькированием первоисточников. Ювелиры Жюль Вйез и Эмиль Филипп создают ожерелья, которые на первый взгляд выглядят точь-в-точь как египетские.

Tiffany & Co размышляет о скарабеях в своих коллекциях 1910-х годов. Рене Лалик экспериментирует с египетскими мотивами в стекле. Все украшения, созданные с нуля, вдохновлены Древним Египтом, а не включением древних объектов в украшения. Поэтому переносимся в 1920-е, когда была открыта гробница Тутанхамона, и мировые бренды выпускали коллекции по мотивам Египта. Но некоторые пошли дальше и скупали древнеегипетские памятники и использовали их как подножку для лучших бриллиантов и драгоценных камней. Например, Cartier инкрустировали фаянсовые египетские фигурки богини Сехмет и бога Гора драгоценными камнями.

И заключительный пример. В 1960-е Никола Булгари, внук основателя компании Сотириоса Булгари, экспериментировал с античными, средневековыми и американскими монетами, вставленными в броши и колье-чокеры. Использование древних и редких монет отражает стремление Bulgari чтить историю, несмотря на то, что некоторые монеты сохранились плохо. Булгари не исправлял их, сохраняя любые неровности и признаки износа. Сегодня коллекция Monete включает в себя кольца, ожерелья, серьги и браслеты, а также предметы декора, и каждая вещь уникальна, поскольку в инкрустации используются старые монеты, их не выпускают специально для бренда.

P.S. Пойду копать в поле, может найду античную монету для сережек.

Реклама
Рекомендуем