#Кино

Дружелюбный сосед: кто лучший Человек-паук?

Июнь можно назвать по-настоящему «паучьим» месяцем: сегодня свой день рождения отмечает Тоби Магуайр (классическому «Пауку» исполняется 47 лет), а только недавно, в начале июня, 26-летие праздновал Том Холланд. И хотя еще один в этой тройке, уже ставшей легендарной, – Эндрю Гарфилд – компанию именинникам в первый месяц лета не составил (он празднует день рождения 20 августа), не вспомнить о нем, говоря о Человеке-пауке, нельзя. Как и, пожалуй, невозможно среди них выбрать лучшего, но многие до сих пор стараются. Отсюда и постоянные споры поклонников, и нескончаемые опросы в социальных сетях. Стоит ли говорить, что когда вся троица собралась вместе на экране в «Нет пути домой» – третьем фильме MCU о школьнике, спасающем мир, – это имело эффект разорвавшейся бомбы? 

Человек-паук среди других героев комиксов на особом счету – впервые он появился на страницах супергеройских изданий 60 лет назад (в этом году у него, к слову, юбилей) и стал первым подростком с сверхъестественными способностями. Позже его создатель, Стэн Ли, расскажет в одном из своих последних интервью, что именно Паук – его любимый персонаж, а сам герой к этому моменту уже станет одним из самых популярных и коммерчески успешных супергероев. Чего стоят как минимум три актера, исполнявших его в разное время в экранизациях, полнометражный мультфильм, завоевавший несколько лет назад «Оскар», бродвейский мюзикл «Погасить темноту» о дружелюбном соседе, видеоигры и еще несколько пунктов списка его культурного наследия. Ему же стоит сказать отдельное спасибо за супергеройский жанр в кино, без которого вряд ли бы появились «Мстители», «Темный рыцарь» и другие фильмы, сегодня считающиеся не только образцами высококлассных спецэффектов, но и самыми кассовыми лентами за всю историю. 

Да, в начале нулевых Голливуд неохотно верил в фантастические истории о людях со сверхспособностями и экранизировать их не спешил, но «Человеку-пауку» удалось переубедить индустрию: тогда, в 2002-м, первая часть трилогии с Тоби Магуайром принесла Sony Pictures Entertainment куш в 800 миллионов долларов и автоматически обеспечила себе продолжение, а затем и еще одну часть. «Паук» Тоби Магуайра до сих пор считается каноничным – не только потому, что он был первым, но и потому, что автор фильма, Сэм Рэйми, старался во всем ориентироваться на первоисточник. Поэтому его герой – не «гений, миллиардер, плейбой, филантроп», а влюбленный в соседку неуклюжий старшеклассник, местами комичный. Как в одной из частей сказал случайный свидетель его очередного подвига, «просто ребенок, не старше моего сына». 

Такой каноничный, во многом детский образ Человека-паука (исключение в трилогии Сэма Рэйми случилось лишь в третьей части) изменил Марк Уэбб, который пришел во франшизу для ее перезапуска – он пригласил на роль Эндрю Гарфилда и сделал из него парня, на которого всем не так откровенно плевать. Марк Уэбб к тому же добавил всей истории драматичности, введя в повествование линию с трагичным прошлым родителей «Паучка», а еще позволил своему герою шутить и иронизировать со злодеями и в принципе значительно вырасти – здесь на него оказывает влияние уже не только дядя Бен или тетя Мэй с извечным «Чем больше сила, тем больше ответственность», но даже отец любви всей его жизни, погибающий на руках героя. «Новый Человек-паук», вышедший на экраны через десять лет после того, кого принято считать каноничным, старался, кажется, учесть все недостатки предшественника, а потому получился местами сложным (дополнительная линия о судьбе его родителей хоть и придает истории лоска, но все же значительно ее утяжеляет) и тяжелым, будучи при этом еще и самым драматичном фильмом из серии в принципе. Да, Марк Уэбб не щадит своего «Паучка» и лишает его не только родни, но и возлюбленной – этот сюжетный поворот режиссеру многие не могут простить до сих пор. 

Третий, «марвеловский» Человек-паук тоже, кажется, не решился играть с оригиналом, но большую его составляющую оставил за кулисами: в киновселенную MCU Том Холланд вводится как самостоятельный супергерой без прелюдии об укусе паука и его непростом положении среди одноклассников. Зато именно здесь он больше всего становится похож на школьника, и если фильмы с Тоби Магуайром и Эндрю Гарфилдом так или иначе претендовали на излишнюю взрослость, то Marvel от нее как раз избавляется – здесь есть и школьный бал, и такие типичные переживания, которые гложут подростка в выпускной год. И пусть «Паук» Тома Холланда не так драматичен, как у Эндрю Гарфилда, и не так каноничен, как у Тоби Магуайра, именно он смог всех троих, кажется, объединить: Питер Паркер в его исполнении стал одновременно и «дружелюбным соседом», и мстителем, и обычным школьником, переживающим за свою жизнь не меньше, чем за судьбу вселенной.