
Эффект «анемойя»: почему современное поколение фанатеет от песен из прошлого?

Сегодня практически любой тренд в социальных сетях сопровождается саундтреком из прошлого — теми самыми песнями, под которые когда-то танцевали наши родители, бабушки и дедушки. А лето, словно по негласной традиции, начинается с песни «Тополиный пух» от группы Иванушки International.
На эту мысль нас натолкнул проект-сюрприз команды VK – «Основной Выпускной». В его в рамках шесть популярных артистов отправились в российские школы, чтобы исполнить свои хиты для выпускников 2025 года. И пока новые песни только начинают путь к статусу «вечных», проверенные временем хиты вновь доказали свою силу — они объединяют поколения и будоражат воспоминания.
Признаемся честно: команде VK удалось невозможное — зажечь не только самих выпускников, поющих хором в актовых залах, но и тех, кто следил за проектом онлайн. Редакцию PEOPLETALK особенно поразила музыкальная осведомленность современных школьников. Они с радостью подпевают хитам прошлого века, как будто сами когда-то записывали их на кассеты. Отсюда вопрос: почему современному поколению так нравится ностальгировать и слушать исполнителей предыдущих лет?

Олег Кармунин, автор Telegram-канала «Русский шаффл»
В поисках ответа мы обратились к музыкальному критику и автору Telegram-канала «Русский шаффл» — Олегу Кармунину. Присоединяйся к нашему музыкальному расследованию и узнай, как устроена ностальгия.
Их слышали все. Телевидение было устроено так, что доносило популярные песни буквально до каждого человека в нашей стране. Мощная сила медиа того времени до сих пор способствует популярности не только песен, но и заставок и телереклам прошлого. Для многих эти образы — воспоминание о детстве или условных «лучших временах».


К слову про «Иванушек». Группа, чьи песни давно стали частью культурного кода нескольких поколений, продолжает оставаться актуальной. И дело не только в бессмертных строках «Тополиного пуха». В рамках проекта «Основной Выпускной» коллектив приехал в одну из московских школ, где их с восторгом встретили выпускники.
Музыканты были уверены в успехе своего главного хита, но сомневались, узнает ли их нынешняя молодежь. Однако, едва открылся занавес, как зал наполнился радостными криками и аплодисментами. Так «Иванушки International», группа, под чьи песни выпускались представители поколения Х, стала настоящим сюрпризом для выпускников 2025 года. И подтверждением тому, что настоящая музыка не имеет срока давности.
Иванушки International Иванушки International
Популярность песни повторяется спустя поколение. Должно пройти примерно 20 лет — и песня снова занимает ведущие строчки чартов. Работает это почти математически. Судите сами: изначально песня нравится 13-летнему подростку. Как правило, люди такого возраста — главные потребители нового контента. Потом они вырастают, наступает серьезная жизнь, работа, семья, дети — тут уже не до музыки. А потом, в 33-35 лет они достигают кризиса среднего возраста и начинают вспоминать себя молодыми. Так ностальгия начинает работать на прибыль музыкантов. Если вы обратите внимание — популярность у песен случается два раза, с перерывом.
Потому что предыдущее поколение научило зумеров слушать свои песни. Это работает в силу воспитания. В моей семье, и семьях моих знакомых, есть полное собрание «Гарри Поттера», и восьмилетние дети, которые вовсе не относятся к поколению миллениалов, читают эти книги. Я вижу, как мальчики сегодня смотрят боевики со Сталлоне, девочки напевают песню «Тучи», и все вместе пересматривают «Звездные войны». Сила родительского совета по сей день остается значительной, а поп-культура, созданная в эпоху миллениума, смотрится гораздо ярче и выгоднее.


Подтверждением этому стал и ажиотаж вокруг кавера певицы Bearwolf на легендарную песню Натальи Ветлицкой. На выпускном в рамках проекта VK исполнительница хитов «Один в поле воин» и «GODZILLA» представила современную интерпретацию трека «Посмотри в глаза».
Одна из любимых композиций юности наших мам неожиданно обрела новую жизнь и нашла отклик в сердцах современных выпускников. Готовы поспорить, одиннадцатиклассники не просто весело провели время, но и перенеслись в прошлое, прикоснувшись к эмоциям и воспоминаниям своих родителей. А музыка вновь доказала: если в песне есть душа, она понятна любому поколению.
Bearwolf Bearwolf
Несомненно. Пройдет 20 лет, и люди с такой же вдохновленной ностальгией, будут вспоминать песню «Кухни», игрушки Лабубу и трек Homay. Потому что все повторяется волнами. Кроме того, многие начинают с теплотой вспоминать то, что в свое время ненавидели. Для меня главный пример — группа «Руки вверх», которая в нулевые считалась чуть ли не самой «отстойной». Слушали ее в основном в деревнях, а «приличному» человеку любить такую бестолковую музыку было почти стыдно. И что теперь? Сергей Жуков собирает (страшно подумать) стадионы.
Рецепт ностальгии прост: возьмите самые дурацкие явления современной массовой культуры, внимательно изучите их и запомните. Через 20 лет они станут трендом.

Современные слушатели разделились на миллионы субкультур. Если в девяностые классификация совершалась по принципу ответа на вопрос «Продиджи или Скутер?», то сегодня у любого человека гораздо больше выбора в области музыки. В этом вопросе — чистейшая простота вкусов позапрошлого поколения, которые были устроены, как отвертка, — элементарно.

В этом и заключается смысл современного мира, где все разделились на микро-группы. Люди увлекаются своими частными, микроскопическими интересами. Они ходят по улице и выглядят почти одинаково, но их мир никак не соприкасается. Раньше все было иначе.