#New Education #Интервью #ЭКСКЛЮЗИВ

Екатерина Костылева, победитель конкурса «Учитель года – 2021», о компетенциях, которые нельзя заменить алгоритмами, и навыках будущего

«Детям важен реальный контакт с педагогом и сверстниками»

В начале пандемии в сфере образования случился кризис, связанный с самыми разными причинами. Отсутствие непосредственного контакта, сложности с регулятивными навыками, неумение грамотно распределять свое время, мотивировать себя на работу, небольшой стаж работы с цифровыми ресурсами – все это негативно сказалось и на учителях, и на детях, и на их родителях. Но всем трем сторонам отлично удалось справиться с трудностями.

Конечно, нельзя говорить о глобальном переходе сферы образования в офлайн, однако какие-то элементы дистанционного обучения однозначно имеют место. К сожалению, никакой компьютер не заменит похода в школу, поэтому важен реальный контакт ребенка с педагогом и сверстниками. А вот проводить факультативы или родительские собрания в цифровой среде очень даже эффективно. 

«В нашем детстве был четкий набор профессий: экономист, бухгалтер, юрист»

Главное, чему сегодня стоит учиться, – это компетенции, которые нельзя заменить алгоритмами. В будущем ценными станут навыки и умения, которыми обладает только человек: критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект… Мир меняется слишком быстро, и никто не даст гарантий, что через 10–15 лет твоя профессия будет существовать, поэтому очень важно быть гибким и владеть универсальными инструментами. В нашем детстве был четкий набор профессий: экономист, бухгалтер, юрист. Никто и представить себе не мог, что появятся блогеры, таргетологи и SMM-специалисты. А теперь это самые востребованные профессии.   

Что будет через 10 лет, когда ребенок окончит школу, никто не знает, поэтому самое главное – это дать ему целостную картину мира. Базовые знания: что такое Галактика, где находится наша планета, как взаимосвязаны природные и физические явления, зачем нужно культурное наследие – все то, что максимально расширяет кругозор.

Понятно, что сегодня люди находятся в огромном потоке информации, поэтому особенно важно быть критичным к тому, что слышишь, анализировать. Очень важно проводить интерактивные занятия, чтобы у детей была возможность соизмерять те знания, которые они приобрели, и реальность, которая их окружает.

Новое поколение очень талантливое и разностороннее. Зачастую они знают и умеют гораздо больше, чем мы в их возрасте. Они во многом быстрее нас. И по ощущениям у них чуть больше возможностей. Сегодня часто говорят, что современные дети – электроники, не вылезающие из гаджетов. Но ведь и взрослые сидят в смартфонах ничуть не меньше.

«Интерактивный лабиринт для борьбы с буллингом»

В одной школе я видела необычный способ борьбы с буллингом. В коридоре установили лабиринт, на разных этапах которого были расположены определенные вопросы: «Что тебя расстроило?», «Почему это вызвало такую реакцию?», «Как думаешь, чем руководствовался другой человек?» и так далее. Такой интерактивный лабиринт осознанности. Играя в нем, ученики могут решить свои проблемы, конфликты и понять, с чем конкретно связано их неприятие. Мне кажется, такие ассоциативные инструменты работают сегодня лучше всего. 

Ученики приходят в школу из дома и приносят те атмосферу, настроение и привычки, которые царят у них в семье. Если мне кажется, что дома у ребенка не все гладко и это отражается на его состоянии, я с ним в первую очередь попытаюсь выстроить максимально доверительный диалог и понять, что действительно случилось.

Бывают ситуации, когда ребенок может гиперболизировать проблему, отнестись к ней очень субъективно. Тогда достаточно сказать: «Слушай, она тебя очень любит, просто отругала». А бывают действительно серьезные истории. И тут очень важно с самого начала правильно оценить ситуацию. В любом случае учитель обязан проявить свой такт и не принимать эмоциональных решений.        

«Ученик может загуглить любую спорную информацию, и не факт, что учитель окажется прав»

Сегодня учитель перестал быть единственным достоверным источником информации, а потому его роль меняется. Он становится неким проводником, навигатором в огромном потоке знаний. Он сопровождает ребенка, когда тот совершает ошибки и открытия, направляет его познавательную деятельность.

Именно поэтому важно не бить кулаком по столу, доказывая свой авторитет, а в сотворчестве, соавторстве с учеником познавать новое. Уважение, отношение как к взрослым – это ключ к работе с подростками сегодня.  

Образовательный процесс связан с воспитанием, ценностями, которые мы прививаем ребенку. Дети находятся в той среде, которая их обучает, формирует личность, они учатся у преподавателей, сверстников, через исторические события, литературных героев, судьбы великих ученых. Дети взрослеют и начинают совершать свои поступки. Так или иначе, они этот опыт присваивают и проживают.

Учительский труд – тяжелый, ответственный, но радостный, потому что он дает возможность гордиться тем, что мы делаем и создаем.


Костюм, Iceberg

Блузка, Guess

Лоферы, Pantanetti

Кольца, собственность героя


Фото: Федор Битков

Идея: Ксения Аносова

Стиль: Ксения Васильева

MUAH: Галина Пантелеева для Make Up For Ever

Продюсер: Анастасия Фридман

Ассистент фотографа: Павел Веденькин @kometa_rent

Ассистент стилиста: Елизавета Злотолинская

Ассистент продюсера: Лолита Сидорина

Дизайн: Татьяна Курьякова


Благодарим Культурный центр «ЗИЛ» за предоставленную локацию.