Екатерина Лапшина: «Как и театр, я отдыхаю раз в году: 1 января»
Трудоголик и перфекционист — так называет Екатерина Лапшина саму себя. Директор Театра Маяковского живет своей работой, но в ней совсем нет свойственного настоящим перфекционистам невротизма. Наоборот — как и театр, она полна энергии и готова брать новые вершины.
Вы заняли пост директора в очень важном для Театра Маяковского году — в 2022-м, когда он праздновал свой столетний юбилей. Расскажите о том, что почувствовали, встав у руля такой мощной институции.
В первую очередь ответственность. Я служу в Театре Маяковского уже больше 10 лет, но, конечно, когда мне предложили занять должность директора, испытала огромное волнение. Вообще у меня был достаточно традиционный карьерный рост: я пришла сюда юной выпускницей ГИТИСа, только что окончившей продюсерский факультет; театр тогда готовился к празднованию 90-гоюбилейного сезона. Леонид Ошарин, в то время директор Маяковки, предложил мне стать своим помощником. И, конечно, я была очень рада войти в команду и почувствовать сопричастность такому важному событию — празднованию юбилея. Пять лет я работала помощником директора: занималась документооборотом, проведением сторонних мероприятий, организацией гастролей, координировала участие театра в городских акциях и форумах. Старалась быть точной, ответственной, инициативной. И через 5 лет Леонид сделал мне предложение, от которого невозможно отказаться, — стать его заместителем. Я очень благодарна ему за такой старт.
Как устроен ваш рабочий день?
У меня нет понятия «рабочий день». И выходных как таковых нет — даже если я не на работе, мой телефон включен круглосуточно. Я всегда на связи, потому что постоянно нужно решать какие-то вопросы. Но если говорить о моем обычном дне, то утро я начинаю с обхода здания: в театре недавно завершился глобальный ремонт всех зрительских зон. А дальше — может быть, не очень творческая, но необходимая работа: согласовать заявки, подписать договоры, параллельно провести переговоры с потенциальными спонсорами, партнерами, организовать гастрольные поездки. Да и в театре всегда происходит что-то непредвиденное. Во все надо вникнуть, ничего не упустить. То есть работа идет непрерывно. Всегда нужно держать руку на пульсе.
Вы упомянули о том, что окончили продюсерский факультет ГИТИСа. Почему вы решили пойти учиться именно туда?
Интересный вопрос. Ну, моя жизнь так или иначе всегда была связана с театром: в театре работала моя мама, была заместителем директора, также была загружена на работе. В детстве ямного времени проводила у нее в театре: делала уроки, ждала, пока мама освободится. По всей видимости, любовь к театру передалась по наследству (смеется). Поэтому, когда пришло время выбирать институт, мы на семейном совете решили, что можно и нужно поступать в ГИТИС. Это непросто институт, это бренд, который знают и высоко ценят во всем театральном сообществе, который открывает хорошие возможности для трудоустройства. Как показала жизнь, решение было верным.
Учитывая, что вся ваша жизнь всегда была связана с театром, никогда ли у вас не возникало желания самой выйти на сцену?
В роли артиста — нет, я здраво оцениваю свои возможности. Но у меня есть музыкальное образование, я окончила Гнесинку, так что с детства на сцене пела, выступала на всевозможных концертах, представляла нашу страну на всероссийских и международных конкурсах и фестивалях. Поэтому мне знакомы эти ощущения, когда ты стоишь на большой сцене, когда тебе аплодирует зал. Конечно, я уже давно завершила свою музыкальную карьеру и, хотя с уважением отношусь к прошлому, представить себя сейчас в роли артиста или музыканта уже не могу.
У вас ответственная работа; как вы отдыхаете?
Мне кажется, что я, как и театр, отдыхаю раз в году: 1 января. Это единственный день, когда я вообще могу не думать о рабочих вопросах. А немного переключиться, передохнуть помогает, конечно, семья, я получаю огромную поддержку от своих родных, без них мой путь наверняка сложился бы как-то иначе. Я по натуре очень ответственный человек, поэтому всегда очень переживаю, когда что-то не получается или даже получается, но не с первого раза, не так, как задумано. Я перфекционист, сама работаю на максимуме и жду этого же от людей.
Закономерный вопрос: как вы находите время для семьи, если даже выходных как таковых у вас нет? Зато есть маленькая дочка!
Да, все верно, я молодая мама. 2022-й стал для меня знаковым вдвойне: у меня родилась дочка, и я стала директором Театра Маяковского. К такому стремительному развитию событий я, может быть, даже не была готова. Но семья — это мощная опора и поддержка: все как один включились, чтобы я могла продолжать работать! К слову, я ни дня не была в декретном отпуске… Откуда у меня берутся силы, для меня самой большая загадка, но, наверное, есть внутренний энтузиазм, энергия, мотивация. Хочется внести свой личный вклад в развитие театра, и мне очень нравится, в каком направлении мы сейчас движемся, в каком темпе все происходит. У нас выходят замечательные премьеры, мы провели мощный сезон, мы очень достойно, на мой взгляд, отметили наше столетие. Театр зажил какой-то новой жизнью, здесь течет молодая энергия, которая тоже дает мне дополнительные силы.
Кажется, главный совет Екатерины Лапшиной, как добиться успеха в карьере, — это абсолютная вовлеченность в свое дело. Поделитесь еще несколькими?
Вовлеченность — без сомнения. Еще нужна уверенность в себе: ты не должна ждать, что будешь кому-то нравиться, просто делай правильное и нужное дело и уверенно иди вперед. Еще Лев Николаевич Толстой любил повторять: «Делай что должно, и будь что будет!». Это правильно. Надо действовать и нести ответственность за свои действия. И наконец, ты не должна бояться ошибок: не ошибается тот, кто ничего не делает. Это абсолютная истина.