Бушующий, живой, аутентичный мегаполис с островками зеленого спокойствия в многочисленных парках. Мое первое впечатление от Токио пять лет назад было очень неоднозначным, поэтому я с тех пор ни разу не задумывалась о том, чтобы вернуться. Тем более со своими картинами для участия в групповой выставке. Сейчас, глядя с высоты 35-го этажа на этот удивительный город, как будто живущий уже в 2025 году, я рада, что снова здесь. Столица Японии открылась для меня с совершенно другой стороны, наверное, потому, что я стала взрослее и серьезнее относиться к жизни и своему любимому делу – искусству. Так относятся ко всему японцы, тонко чувствуя все нюансы и любые эмоциональные проявления, что приближает их виденье мира к виденью художника. Здесь каждый полностью посвящает себя выбранной деятельности, отдается ей до конца, стремясь пройти весь путь с самого низа к совершенству. Что так близко мне!
После девятичасового перелета из Москвы я с трудом добралась до центра города. Цены на такси сильно отличаются от привычных московских, да и любого европейского города. Так что придется расстаться с кругленькой суммой, особенно если забыть про йены (курс примерно 2:1 по отношению к рублю). Но первый шок быстро проходит, его заменяет впечатление о высококлассном сервисе: меня встретил таксист в белых перчатках, бережно погрузил багаж, быстро довез до самого подъезда отеля, 10 раз поблагодарил и – внимание! – ни в коем случае не взял чаевых.
У меня было несколько часов, чтобы привести себя в порядок перед открытием и вернисажем Tokyo Art Fair. После долгого перелета восстановить здоровый цвет кожи лучше всего помогают маски для лица и глаз местного производства. Поэтому их наличие в номере отеля стало приятным сюрпризом. Сам The Prince Gallery Hotel полностью отражает японский стиль и гостеприимство. Он занимает самые верхние этажи высотки, из холла и номера открывается замечательный вид на downtown, Akasaka, Ginza, Roppongi и токийскую телебашню, так называемую То:кё тава:. К произношению японского сложно сразу привыкнуть, как и к акценту в английском языке, придется постоянно напрягать слух и часто переспрашивать.
Наверное, из-за ограниченности пространства здесь все кажется очень компактным и продуманным. Выставочный зал расположен в самом оживленном районе Shibuya, в новом центре Hikarie. Место популярное, и каждый месяц здесь проходит какое-нибудь интересное мероприятие. На экспозиции я представила пять своих картин, среди них «Космос», который затягивает в водоворот вселенской безмятежности, и «Чудеса скорости», мгновенно переносящие в пучину звездной материи. Но больше всего посетители фотографировались на фоне моего «Полета». Публику можно было условно разделить на две категории: японскую – немного стеснительную, невероятно доброжелательную и постоянно фотографирующую (и это уже не стереотип, а навязчивое желание современных японцев запечатлеть мгновение красоты или радости), и иностранную, в Японии много туристов. Так вот – они не сдерживали комментариев и комплиментов. Но для меня ценнее было получить отклик именно от местных жителей, а они возвращались несколько раз к моим работам. Среди участников выставки много австралийцев и американцев, поэтому атмосфера очень дружеская и позитивная. Для этой выставки названия картин я переделала в стиле хокку – и этот маневр оценила японская публика.
Работы японских художников отличаются минимализмом и натуральными природными материалами. Это живые икебаны, композиции из резных дощечек или маленькие литографии с изображениями из туши. А у молодых ребят сильно прослеживается влияние уже прославленных Яойе Кусамы и Такаси Мураками.
Самое лучшее место для знакомства с современным японским искусством – это Национальный арт-центр. Большое здание с извивающимся змеей фасадом со стеклянной чешуей. Внутри много залов с постоянно меняющимися экспозициями местных художников и привозными коллекциями известных мастеров, таких как Альфонс Муха и Альберто Джакометти. Именно здесь я заметила одну интригующую схожесть между японцами и русскими… Это очередь на выставку! И не просто пара десятков человек, а огромная, начинающаяся за пределами музейного комплекса очередь. Эта тяга к культурному просвещению, наверное, и есть то связующее звено между нами. Вспомни Серова или Айвазовского.
Постигая этот непривычный японский стиль, постепенно начинаешь втягиваться и понимать основные направления творчества. Это шокирующая для Запада откровенность без стеснения и цензуры, принятая в поп-арте, или повышенный акцент на природные темы, можно сказать, «экологически чистые». Чего стоят только искусственно созданные острова из переработанного мусора в Tokyo Bay.
Памятник Хатико – главный туристический герой в Shibuya. Но умиляться лучше идти не в час пик, а то рискуешь просто не разглядеть скульптуру этого гордого и преданного каменного пса за головами желающих – их слишком много. А в 15 метрах от этого примера непоколебимости находится самый оживленный перекресток в мире. За один раз его пересекает около 250 человек, а то и больше… Мой совет: пройдись пару раз, чтобы почувствовать бурлящее сумасшествие вечно торопящихся японцев.
Оказавшись в районе Shibuya или Roppongi, где находится арт-центр, ни в коем случае не уезжай без посещения какого-нибудь аутентичного ресторанчика, и не бойся труднопроизносимых названий. Чем оно мудренее, а место неприметнее, тем лучше кухня. Например, Rakushokushu Maru. Рыба, морепродукты, рис – просто восхитительно вкусно и натурально и соответствует дизайну, где все отделано деревом. Длинные столы-стойки для гостей с видом на кухню и бар – типичный вариант посадки, а обычных столиков на компанию здесь всего четыре. И, как всегда, не забудь забронировать заранее.
После таких многолюдных мест очень хочется вдохнуть поглубже и расслабиться в спокойном красивом месте. Я выбрала парк Shinjuku для прогулки: пруды с красно-золотыми карпами, выпрыгивающими из воды, яркие тропические цветы, маленькие беседки с типичными крышами – все есть. Подобную красоту хочется запечатлеть навсегда, я с удовольствием провела бы здесь весь день, вдохновляясь этой гармонией бытия. Токийцы идут сюда на пикник, и, если хочешь, чтобы кто-то посторонний не попал в твое селфи или не мешал медитировать, нужно идти в будний день утром или после обеда. Вход платный, но сумма чисто символическая, для того чтобы хранить этот кусочек природы в чистоте и порядке.
В этом районе есть хорошие Department Store, как Isetan, представляющий лучшие европейские традиции. И замечательные маленькие бутики, особенно с местной косметикой. Один для меня даже вновь открыли поздним вечером, после просьбы и упоминания, что я прилетела из Москвы. Гуляя в маленьких узких переулках, можно увидеть пробуждение совсем другого, не менее экзотичного Токио, переливающегося неоновыми вывесками и яркими красными фонариками. Это одна из особенностей, объединяющих его с неспящими Нью-Йорком или Гонконгом, как и мишленовские рестораны. Ценителю высокой кухни будет интересно побывать в одном из удостоенных звезды ресторанов, которых здесь больше, чем где бы то ни было. Один из самых маленьких – Ichimoji.
А вот закат советую встретить на островке Одайба. Вид на утопающий в розово-оранжевом мареве город и Радужный мост будет захватывающим. Попутно можно оценить футуристическую архитектуру Музея современной науки и инноваций – очень необычное решение.
Стремление японцев к экономии пространства вылилось в очень необычную галерею современного искусства на 53-м этаже башни Mori Tower. Вход в небоскреб сторожит «Маман» от Луизы Буржуа, я совсем не ожидала его здесь увидеть, на мой взгляд, в Цюрихе он смотрелся более впечатляюще… Несмотря на ограниченность в квадратных метрах, галерея все равно кажется огромной. Выставка индийского современного художника Харша открыла мне новый взгляд на искусство Южной Азии. В ней отражены экономический подъем страны и то, что стоит за ним, а это огромный труд миллионов людей, живущих в трущобах. Абсурдность бытия, которая показывает настоящий ход вещей… Кстати, несколько работ можно было увидеть на московской биеннале пару лет назад.
Выше искусства здесь только невероятный вид на Токио с огромной высоты. Все время здесь я пыталась вспомнить, какое место по высотности занимает этот удивительный город, оказалось, что восьмое (интересно, что Москва – пятое). А наслаждаться всеми футуристическими башенками лучше всего за обедом в New York Grill в Park Hyatt Tokyo. Минималистичный и выдержанный дизайн ресторана с картинами Валерио Адами, посвященными Нью-Йорку, лишь акцентирует внимание на городском пейзаже благодаря окнам в пол.
Путешествие в страну восходящего солнца стало моим первым серьезным шагом к иностранному зрителю, который тепло и доброжелательно встретил мое творчество. Японию нужно не просто посетить, а попробовать по-настоящему понять изнутри, чтобы насладиться всеми ее культурными достопримечательностями и научиться видеть истинную красоту вещей. ありがとうございます