Логотип Peopletalk

Эксклюзив PEOPLETALK: режиссер фильма об Иве Сен-Лоране о том, почему картина не выходила в прокат 18 лет

Главное изображение статьи

Сколько раз в жизни ты говорил с кем-то, кто был знаком с легендой? Согласись, это случается нечасто. В этот раз повезло мне, и в самый жаркий летний день мы час разговаривали по душам с Оливье Мейру – режиссером, который три года снимал документальный фильм об Иве Сен-Лоране Celebration («Величайший кутюрье»). Картина рассказывает о последних годах работы Ива в своем бренде, его взаимоотношениях с сотрудниками модного дома и работе с Пьером Берже – его бессменным партнером: и в бизнесе, и в жизни.

Оливье родился и вырос в Париже, увлекался кино и литературой, учился во Французской национальной киношколе La Femis, а после изучал кинематограф в Нью-Йоркском университете. «Меня всегда интересовали документальные фильмы. Я начал их снимать. После учебы в Нью-Йорке вернулся в Париж и показал одну из своих работ в Центре Жоржа Помпиду. Там был Пьер Берже (напарник и партнер Ива Сен-Лорана. – Прим. ред.). Он подошел ко мне, потрепал меня по щеке и сказал: «Ты должен снять про нас фильм».

Это был 98-й год. Иву Сен-Лорану тогда было уже 62. Оливье говорит, что Пьер Берже чувствовал «приближение конца» и хотел задокументировать последние годы работы дизайнера. «Я, в общем-то, модой никогда не увлекался. Да и Берже не искал фешен-специалиста, потому что хотел, чтобы я смотрел на все глазами общества. И я, конечно, согласился. Таких возможностей не упускают».

Первый съемочный день прошел в студии, где работал Ив Сен-Лоран. «Пьер Берже сказал, что самое сложное – начать его снимать. Мы установили камеры и ждали весь день. Никто не пришел. Мы ждали второй день. Никто не пришел. Но мы знали, что его рабочий стол – это как озеро в пустыне, куда верблюд обязательно придет пить. Он жить не мог без рисования. На третий день утром в студию забежал его пес Муджик, и мы поняли: Ив где-то рядом. Какие у меня были эмоции, когда я его увидел? Ну представьте, если бы сейчас в комнату зашла Коко Шанель».

Ив Сен-Лоран ненавидел вопросы. Он почти не разговаривал. Все время рисовал. А если ему надоедали камеры, никогда не ругался с операторами, – просто закрывал лицо рукой. Прятался.

За три года Оливье разговаривал с Ивом три раза. «Он был немногословным человеком. Думаю, он чувствовал, что наша съемочная группа не пытается ему навредить, поэтому вел себя более уверенно, но все равно почти всегда молчал».

Заставить Сен-Лорана говорить или – что еще важнее – улыбаться могла только красота. За три года съемок Оливье видел улыбку Ива только два раза: когда он встретил Летицию Касту в первый день съемок и когда приехала его любимая модель АмAлия Ваирелли. «Я думаю, для него эти девушки были намного больше, чем просто красивыми. Он остро чувствовал их человеческое начало, и в присутствии этих женщин его глаза менялись. Они были его «окном в жизнь»». Они были его музами.

Летиция Каста, Ив Сен-Лоран и Катрин Денев
Летиция Каста, Ив Сен-Лоран и Катрин Денев

Амалия Ваирелли
Амалия Ваирелли

Оливье закончил снимать в 2001-м. Лет шесть не притрагивался к материалам, а потом увидел в одной из газет, что Пьер Берже назвал какой-то свой проект Celebration – так же, как Мейру хотел назвать свой фильм. «Тогда я понял: время пришло».

В Сети пишут, что после того, как Берже увидел картину, он запретил ее показ на семь лет – мол, слишком интимной она получилась. В реальности же все было немного иначе. «Мы смонтировали Celebration и показали его в Берлине в 2007-м. У меня на тот момент было очень много другой работы, и я решил, что с премьерой надо подождать. Берже в 2007-м фильм не смотрел, но попросил меня не выпускать его – в нем, по сути, изображен конец эпохи Сен-Лорана, и Пьер решил, что пока рано».

Ива Сен-Лорана не стало в 2008-м. Пьера Берже – в 2017-м. А за год до своей смерти, в 2016-м, он впервые посмотрел Celebration. «Фильм ему понравился. Берже был самовлюбленным, а в картине он появляется чуть ли не чаще, чем сам Ив. Думаю, ему это понравилось. Он дал добро на премьеру. Правда, я перфекционист, поэтому мне понадобилось еще три года». И вот, с 13 июня Celebration наконец во всех кинотеатрах твоего города. И это один из лучших документальных фильмов о легенде, который мы видели.


Легендарные работы Ива Сен-Лорана

Первый женский смокинг, 1967 год
Первый женский смокинг, 1967 год

Катрин Денев, 1967 год
Катрин Денев, 1967 год

Первый жакет с карманами, 1969 год
Первый жакет с карманами, 1969 год

Первое платье-рубашка, 1970 год
Первое платье-рубашка, 1970 год

Бьянка Джаггер, 1979 год
Бьянка Джаггер, 1979 год

Летиция Каста, 1999 год
Летиция Каста, 1999 год

2002 год
2002 год

2002 год
2002 год

2002 год
2002 год

Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.