Логотип Peopletalk

Экспериментатор и революционер: как Дэвид Боуи изменил моду, музыку и культуру

Главное изображение статьи
Реклама

«Хамелеон, комедиант, коринфянин и карикатура», – эта простая строка из песни The Bewlay Brothers как нельзя лучше описывает своего автора. Его называли человеком с Марса, а его стиль не перепутать ни с одним другим исполнителем. Думаем, ты уже догадался, что речь о легендарном Дэвиде Боуи – человеке, для которого не существовало рамок и ярлыков.

Он транслировал миру свои новые безбашенные задумки не только через музыку, но и с помощью эпатажных образов, перформансов и шоу. Практически все, что он делал, становилось трендом, опережавшим время. Когда в начале 70-х он появился в огненно-красном парике в форме стрижки маллет, прическа стала одной из самых популярных в этом десятилетии.

Сегодня, 8 декабря, гению музыки и иконе стиля могло бы исполниться 75 лет. По такому случаю рассказываем, как Дэвид Боуи изменил моду, музыку и культуру в целом.  


Макияж как продолжение образа

Дэвид Боуи. Фото: Legion-media

«Однажды я спросил Леннона, что он думает о том, что я делаю. Годится, сказал он, но это просто рок-н-ролл, поверх которого положили немного губной помады»

На протяжении всей своей карьеры Боуи экспериментировал не только со звучанием и стилем, но и с макияжем. Это сейчас никого не удивить мужским мейком и ярким маникюром, а тогда это было настоящим эпатажем, причем с большой буквы. Боуи оказал мощнейшее влияние на развитие трендов в сценическом гриме. Все началось в 1960-х, когда он был учеником знаменитого хореографа Линдси Кемпа, выступления которого были основаны на стилистических приемах пантомимы, бурлеска, драга и кабуки. Для участия в постановках традиционного японского театра все актеры белили лицо и руки гримом, а губы и глаза подчеркивали подводкой. Боуи перенял искусство традиционного макияжа и адаптировал под свой образ. Именно поэтому большинство сценических образов создавалось поверх выбеленного лица.


Научил принимать себя

Дэвид Боуи (фото: Graham Wood/Getty Images)

«Я давно смирился с тем, что мне сложно объяснять, как я себя ощущаю. Но моя музыка делает это за меня. Слова просто ее дополняют. Музыка всегда была моим способом самовыражения, и я говорил о том, о чем по-другому говорить не получалось»

Дэвид Боуи всегда учил своих слушателей не стесняться быть «не такими, как все». Он транслировал эту философию через свои образы, песни и выступления. Боуи всегда выбирал эпатажные костюмы, которые подчеркивали андрогинность и даже гомосексуальность его персонажей. А в 1971 году он выпустил песню Kooks, в которой рассказал, что нетрадиционные родители могут быть хорошими опекунами для своих детей. Месседж о том, что люди должны принимать друг друга такими, какие они есть, Боуи пронес через все многолетнее творчество, ни разу не изменив себе.


Гений перевоплощений

Дэвид Боуи (фото: Smith/Express/Getty Images)

«Я так часто придумывал себе новый образ, что сегодня мне кажется, будто изначально я был располневшей кореянкой»

Еще в самом начале карьеры Дэвид Боуи установил себе правило, которому следовал всю жизнь: стал узнаваемым – меняйся. Он был одним из первых исполнителей, которые не боялись кардинальных изменений и создавали новые культурные коды. Он владел талантом виртуозных перевоплощений и делал это с правильной скоростью, из раза в раз попадая в нужную эпоху. Началось все с культуры уличных модов, потом Боуи плавно переключился на стиль хиппи. А в 1972 году появился его первый знаковый персонаж – Зигги Стардаст, который стал олицетворением глэм-рока. Образ музыканта с ярко-красной молнией на лице знают все, даже те, кто максимально далек от музыки.

На смену Зигги в 1973-м пришел Аладдин Сейн, а уже через год Боуи превратился в одноглазого Джека Хеллоуна (кстати, повязка на глазу была не только частью сценического образа, говорят, у музыканта тогда начался конъюнктивит). На этом магические перевоплощения не закончились, и в 1976-м он стал Белым Герцогом, а в начале 1980-х весь мир увидел вольную интерпретацию Пьеро.

Такая философия зацепила многих исполнителей, одна из них – Мадонна. Она не раз говорила о влиянии легенды на ее творчество.


Тренд на андрогинность

«Если ты выходишь на сцену с намерением поразить публику, будь добр выглядеть соответствующе»

В последнее время тренд на андрогинность начал развиваться со стремительной скоростью. Хотя если задуматься, то вопрос о размытии гендерных границ стоял еще 50 лет назад. И одним из первых, кто на него «ответил», был Дэвид Боуи. Его эксперименты, начавшиеся в 70-х, задали вектор сегодняшней моде, акцентируя наше внимание скорее не на форме, а на изменчивости. Кстати, в начале 2000-х он был признан самым стильным британцем в истории, по версии BBC.


Музыкальные эксперименты

Дэвид Боуи (фото: Jo Hale/Getty Images)

«Я хотел доказать поражающую силу музыки»

Но не стоит забывать, что помимо эпатажного шоумена Боуи был гениальным музыкантом. Он попробовал себя в десятках жанров: от готического рока и панк-рока до бритпопа и даже соула. Музыка была делом его жизни, ради которого он менял фамилию (настоящая фамилия Дэвида – Джонсон, но ему пришлось сменить ее, чтобы его не путали с другим исполнителем), стиль и даже место жительства. Альбом Hunky Dory, вышедший в 1971 году, полностью перевернул представления поколения 70-х о рок-музыке. 

Ближе к концу этого десятилетия он переезжает в Берлин, где начинает работу сразу над тремя альбомами: Low, Heroes и Lodger. Впоследствии первый из перечисленных студийников критики назовут самым большим экспериментом в карьере Боуи. Он умело сочетал электронную музыку и авангардную поэзию, создавая что-то абсолютно новое.

Реклама
Рекомендуем