Сегодня телеведущая Елена Летучая (38), которая бесстрашно распахивает холодильники ресторанов и досконально проверяет чистоту отелей в шоу «Ревизорро», отмечает день рождения. В экслюзивном интервью PEOPLETALK Елена рассказала все о профессиональных фобиях и о том, как реагировать на некачественный сервис.
Как вы стали ведущей «Ревизорро»?
До шоу я три года работала продюсером. А потом узнала о кастинге и решила попробовать. Даже не думала, что все вырастет в такой масштабный проект, просто хотела увидеть себя в кадре. Знаете, я очень хорошо подготовилась. Кастинг был в ноябре, а в декабре я уже поехала на съемки пилотного выпуска в Ставрополь. Правда, все это далось мне не так легко. Долгое время чувствовала себя очень некомфортно. Мало кто знает, что, когда я пришла в «Ревизорро», очень плохо выговаривала «р». В самом начале я говорила: «Здравствуйте, меня зовут Елена Летучая, телеканал Пятница», – делала всё, чтобы не произносить это ужасное для меня слово «Ревизорро», а сама занималась каждый день. В итоге через несколько месяцев могла спокойно выговаривать «я ведущая программы «Ревизорро»». Ну и знания о ресторанном бизнесе я накапливала постепенно, сначала было тяжело сходу оценивать состояние кухни.
Ситуации на съемках бывают очень напряженными. Как вы справляетесь с такой нагрузкой?
Я всегда старалась абстрагироваться, а потом начала заниматься йогой и рефлексотерапией. Мне кажется, это один из самых эффективных способов снять напряжение. Еще я поклонница аюрведы.
Посещаете рестораны, в которых проводили съемки?
Я хожу только по тем ресторанам, которые получили мою наклейку. В Тюмени, например, мы снимали в очень хорошем ресторане «Чум». Туда я с удовольствием вернусь. В Екатеринбурге – ресторан «Бельмесы». Я знаю, что происходит на кухне этих заведений, и мне не страшно туда ходить. В Москве все так же: я хожу только в те рестораны, в которых абсолютно уверена. И если вдруг по какой-то причине оказалась в заведении, о котором ничего не знаю, есть я там точно не буду. Такой вот пунктик. Я сейчас сижу в ресторане, но есть не буду. Возьму чай или сок. Пойду дальше в ресторан – тоже есть не буду. У меня был случай на съемках. Я жутко хотела есть, но не могу в незнакомом кафе ничего заказать – так и осталась голодная. А ведь два года назад я ходила по ресторанам, ела все эти суши, спагетти – всё что угодно. Иногда думаю, зачем мне все эти знания, если теперь я не могу ходить по ресторанам? У меня идут четкие картинки, я представляю, как все это готовилось. Я захожу в заведение и могу по официантам и обстановке понять, что у них на кухне. Неприятный запах и обслуживание – я сразу уйду.
Что происходит с ресторанами после вашей проверки?
Мало кто знает, но именно в те рестораны и гостиницы, которые не рекомендовало «Ревизорро», сразу приходил Роспотребнадзор. Я сейчас много общаюсь с рестораторами, езжу на форумы, недавно была в Сочи на Gastreet в Красной поляне. Я вышла, а передо мной полмиллиона рестораторов, многих из которых я проверяла. Некоторые воспринимают меня как разрушительницу их бизнеса. Но ведь мы работаем в одном направлении – для людей. Я не хочу, чтобы мне продавали котлеты из протухшего фарша, и не хочу, чтобы продавали вам. Люди, которые занимаются таким бизнесом, не должны им заниматься. Здесь я согласна с ресторатором Димой Левицким – за таких нормальным рестораторам стыдно. Поэтому я показываю картину здесь и сейчас. Я делала все для того, чтобы мой приход был внезапным. Никаких подготовок.
Вам угрожают?
Мне очень часто угрожают. Недавно я была на заседании суда по делу о салехардском кафе «Виктория», где произошло жестокое нападение на группу «Ревизорро». Впервые в России заведено дело по статье 144 Уголовного кодекса РФ «Воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста». У нас было последнее слушание, этим людям уже вынесли приговор.
В кафе вас узнают и, наверное, лучше обслуживают. Нервничают?
Да, нервничают, удивляются, не знают, как реагировать. Бывает, я прихожу просто отдохнуть, а меня спрашивают: вы без проверки сегодня? Если бы я была с проверкой, то уже находилась бы у вас на кухне в халате и с камерами. Меня сейчас везде обслуживают очень внимательно, хотелось бы такого же отношения и к другим клиентам.
Чем еще занимаетесь кроме шоу?
Возглавляю мастерскую журналистики в Институте телевидения и радиовещания. У меня есть группа, и я преподаю тележурналистику. Мы часто ездим по городам, встречаемся с детьми, которые планируют заниматься этой профессией. Я практик – мы с ребятами пишем тексты и пытаемся работать на публике. У меня существует почта специально для студентов, я с ними переписываюсь (бывает, и по личным вопросам советуются). Я всегда рекомендую им читать биографии. Например, биография Рокфеллера. Его никуда не брали, и он работал бесплатно. Часто подсаживался к каждому работнику и говорил: «Расскажите, что вы здесь делаете?» За полгода он изучил сферу ответственности каждого работника и с легкостью заменил управляющего. Я сама пример того, что все возможно: приехала из региона (я родилась в Ярославле), училась и достигла высот.
Что делать нашим читателям, если они столкнулись с некачественным сервисом?
До выхода программы «Ревизорро» мало кто знал, что, если вы приходите в гостиницу, а вам сдают грязный номер, можно вернуть деньги или повысить класс номера. Можно забрать деньги, если вы заказали номер через Booking.com, – нужно просто позвонить туда и сказать, что у них недостоверная информация, попросить поменять гостиницу.
У меня были случаи, когда я меняла официантов. Если вы уже в ресторане – никогда не ссорьтесь с официантом. Плюнуть – это самое безобидное, что они могут сделать. Нам на шоу «Ревизорро» рассказывали, что они могут сотворить. Пересказывать не буду, найдите программу. Это страшно! Мой совет: никогда не ссорьтесь с ними.
У вас огромный опыт в сфере услуг. Вы не думали о своем бизнесе – о ресторане, например?
Думаю. Готовлюсь ли я к этому – секрет.