Под горловое пение и звуки нерыпи мы отправляемся в путешествие по бескрайней России, чтобы узнать, что такое шаманизм. Согласно литературе и другим источникам, шаманизм – это одна из самых древних религий, основанная на вере в духов, населяющих наш мир. Посредниками между миром реальным и миром духов всегда были шаманы. Несмотря на то, что сейчас можно стать шаманом или шаманистом, просто заплатив определенную сумму, многие считают, что этот дар купить нельзя. Сила настоящего шамана должна наследоваться от предков, и, конечно же, человек должен быть избран духами. Подтверждая эту теорию, все герои, с которыми нам удалось столкнуться говорили нам о великом предназначении и пути, который каждый избранный должен пройти, не без помощи более опытного шамана-наставника, но все же один. Вдобавок ко всему, процесс трансформации никогда не бывает легким, поскольку человеку приходится переступать через себя, отрицая прошлое, настоящее и будущее.
Универсум (он же целостный мир) шаманов состоит из трех частей: верхнего, среднего и нижнего. Отражение такого разделения можно наблюдать на традиционных шаманских бубнах. Верхний и нижние миры принадлежат духам, тогда как средний — местожительство людей. И основной задачей шамана является посредничество между миром духов и нашим.
Вопреки расхожему мнению, шаман – это не просто профессия, а настоящее призвание. Когда человек принимает предначертанное, он отказывается от своего я и больше не принадлежит себе. На плечи шамана ложится ответственность перед духами за благосостояние не только его близких, но и каждого, кто просит о помощи. Без преувеличения можно сказать, что шаманы – это люди, существующие на грани реального и духовного, перенося свидетелей ритуалов с помощью всполохов шалфея и ударов бубна в транс, приоткрывая завесу тайны и передавая наставления предков.
Нашей первой остановкой стал Алтай. Его по праву можно считать местом силы, понять и принять которую дано далеко не всем. Природа здесь наполнена контрастами: бурные реки соседствуют со спокойными озерами, а бескрайние степи – с горными вершинами. Недаром многие туристы и путешественники, побывавшие в этих местах, возвращаются со смешанными чувствами. Нередко можно услышать, что это место оставило неизгладимый след в их жизни. Алтай действительно меняет людей, и вернуться оттуда прежним нельзя. Но как это возможно? Нам кажется, что дело все же не только в природе. У места есть своя неповторимая энергетика. То неощутимое, что таится на дне озер, наполняет землю, а через нее и людей, живущих там и приезжающих туда. Невидимая сила, которая окутывает тебя с первых минут и направляет в сторону истинного я, пусть даже через испытания и борьбу с самим собой, – в этом магия Алтая.
Нашими проводниками в мир шаманизма на Алтае стали необыкновенные люди. Те, кто ощущают, как меняется мир. Честно признаться, начинали мы наше путешествие с некоторым недоверием, считая, что в интернет-пространстве сейчас каждый второй называет себя шаманом и уверяет, что умеет общаться с духами. Но Алтай, как всегда, удивил нас. Шаманы, шаманисты и этнические музыканты, с которыми нам удалось поговорить, открыли нам особое ощущение единения природы, человека и таинственных невидимых сил. Дали понять, что шаманизм – это не просто развлечение для туристов. Это древнейшая религия, основанная на вере в себя, природу и духов, которые наблюдают за нами, направляют и помогают.
Шаманы не только практикуют древние обряды, чтобы помочь людям, но еще и популяризируют культуру и развенчивают мифы о шаманизме как о религии и культуре народов Сибири, Центральной Азии, Северной Европы, Северной и Южной Америки, Африки, Кавказа и многих других регионов. Наши герои способствуют передаче традиций и наследованию культуры Алтая. Поэтому мы без лишней скромности можем сказать, что фигура шамана была и остается востребованной сегодня, когда в турбулентные времена люди по всему миру ищут ответы на вопросы и стремятся раскрыть внутренний потенциал.
И мы в PEOPLETALK не стали исключением. Как уже было сказано, в духовное путешествие мы отправлялись не без доли иронии, но Алтай и другие важные точки нашего маршрута показали, что порой предчувствие столкновения с неизведанным не так уж обманчиво.
Нашим первым героем стал Вячеслав Челтуев – один из известнейших белых шаманов Алтая. Он родился и живет в алтайском селе Кош-Агач. С 15 лет Вячеслав страдал от кошмаров и головной боли, затем его стали посещать видения будущего. Стоит отметить, что и дед, и отец Вячеслава были шаманами (что довольно редко, так как в основном дар передается по материнской линии). Когда же он принял свое предназначение, все недуги ушли. Вячеслав стал проводить обряды. Сейчас он работает с энергией стихий и помогает людям найти гармонию в своей жизни.
Евгений Старшинов пережил клиническую смерть, после которой начал по-другому видеть реальность. Обучившись у шаманов Тувы, Евгений поселился в селе Камлак на Алтае. Интересно, что название этого села произошло от шаманского термина «камлать» – то есть совершать обряд. Евгений не только практикует шаманизм, но и занимается его изучением. Он проводит тренинги, развивает культуру шаманизма, а также изучает и преподает чайное мастерство. С его помощью мы посмотрим на шаманизм с совершенно иной стороны. Евгений археолог, историк и шаманист, расскажет нам о грани, которая разделяет шамана и шаманиста, и о пути, который проходит человек, связывая себя с духами.
Супруги Виктор Иле и Татьяна Шалимова проведут в этом выпуске настоящий обряд, а также детально разберут все снаряжение шамана – от головного убора до бубна. Виктор – шаман-целитель и костоправ, больше 10 лет практикующий на Алтае, в Новосибирске, Томске и Москве. Татьяна же обучалась психологии и использует эти навыки в постижении шаманизма. Вместе Виктор и Татьяна не только практикуют шаманизм, но и занимаются его популяризацией и изучением.
Следующий герой нашего выпуска – Добрыня Сатин. Он, по своим собственным словам, не является шаманом или шаманистом как таковым, но тоже вносит свой вклад в популяризацию этой культуры. Добрыня этномузыкант и исполнитель народной музыки. Он постигает шаманские традиции через творчество. Основой для текстов его песен стали алтайский эпос и фольклор.
Режиссер: Денис Стецишин
Фотограф: Александр Новиков
Оператор-постановщик: Денис Белоусов
Звукорежиссер: Александр Захаров
Интервью/ работа с героями: Екатерина Шерко
Пост-продакшн: @elandic.tv
Скрипт-супервайзер/текст: Николай Кобзев
Анимация: Анна Суркова, Анастасия Смирнова
Закадровый голос: Никита Прозоровский
Руководитель проекта: Григорий Черкасов
Продюсер: Анастасия Фридман
Дизайн: Татьяна Курьякова
Благодарим Родиона Буданова за помощь в организации съемки