Эволюция принцесс Disney: от скромной Белоснежки до бесстрашной Райи
Диснеевские принцессы всегда были для нас неким ориентиром – кто в детстве не мечтал, что приедет принц на белом коне, заберет в свой замок и наденет на голову сияющую бриллиантовую тиару?
Однако нарисованные персонажи внушали нам не только заветное «жить долго и счастливо», они еще и отражали характерные черты времени, в которое появлялись на экранах.
Невозможно не заметить, что за последние почти сто лет принцессы заметно эволюционировали, оставив позади беспомощность, несбыточные мечты и зависимость от доблестных рыцарей.
Рассказываем, как со временем менялись наши любимые принцессы от цели выйти замуж за принца до миссии спасти планету. Тем более, что повод более чем подходящий – 121 год со дня рождения Уолта Диснея, без которого не было бы и принцесс.
1930 – 50-е: безропотные
«Белоснежка», 1937
Белоснежка была типичной принцессой: красивой и доброй. К тому же олицетворяла популярный в 30-е годы типаж и слыла отличной домохозяйкой (опустим тот факт, что принцесса зачем-то убиралась у совершенно незнакомых ей мужчин). Она наивна, всем доверяет (ну зачем брать яблоко из рук старухи, от которой кровь стынет в жилах?). Девушка не предпринимает никаких попыток постоять за себя: сначала она просто убегает от королевы-абьюзера в лес, а потом лежит в хрустальном гробу и ждет спасителя. И от кого она получает живительный поцелуй? От первого встречного, хоть он и принц. Виктимность – стремление ощущать себя жертвой и не сопротивляться угнетению и прессингу со стороны – одно из ключевых качеств этой принцессы.
«Золушка», 1950
Златовласая сиротка недалеко ушла от Белоснежки. Она тоже подвергалась угнетению со стороны мачехи и сестер. Но в отличие от первой представительницы Disney у нее обнаруживается хоть какое-то подобие характера: Золушка находит в себе наглость отправиться на бал (пусть и с подачи феи-крестной), вместо того чтобы безропотно драить лестницы. Правда, и здесь спасителем становится мужчина, которого та видела один-единственный раз в жизни. Нет сомнений, что во времена создания сказки (ее версии принадлежат и Шарлю Перро (1697 год), и чуть позже братьям Гримм) не было никакой надежды на феминистический сюжет, ведь любые подвиги совершались исключительно мужчинами.
«Спящая красавица», 1959
Жизнь Авроры всегда кто-то контролирует: родители, феи, Малефисента, принц, но только не она сама. Половину мультфильма мы видим принцессу спящей, пока события идут своим чередом. Забавно, что феи при рождении одарили Аврору красотой и прекрасным голосом. Уж не знаем, чем планировала наградить малышку третья фея, прежде чем ей пришлось сделать выбор в пользу летаргического сна, но полагаем, что явно не жизненным стержнем, сообразительностью или харизмой. Ну просто потому, что времена были другие.
Что общего: все три принцессы подчиняются и не желают самостоятельно справляться с жизненными трудностями. Все, чего они хотят, – это быть счастливыми с мужчиной мечты.
1980 – 90-е: любопытные
«Русалочка», 1989
В 1966 году скончался Уолт Дисней. Мир тоже меняется, в 60-х и 80-х женщины особенно активно борются за свои права. Неудивительно, что и образ принцессы изменился. Ариель – своенравная бунтарка, уверенная, что все знает лучше других. Она жаждет приключений, не боится идти против системы и хочет жить лучше, чем ей дано по праву рождения. Пожалуй, это первая принцесса, которая борется за себя, – с отцом, обществом и, наконец, со злой ведьмой Урсулой. Отголоски прошлого, правда, никуда не делись: она все так же мечтает обрести счастье с человеком, которого видела один раз, и даже жертвует голосом ради пары гладких ног. Но все же сделаем скидку на то, что оригинальный сюжет был написан Хансом Кристианом Андерсеном в 1837 году. Глубина истории из-за диснеевского хеппи-энда была потеряна, зато миллионам детей не разбили сердца (едва ли малыши обрадовались бы смерти главной героини в конце).
«Красавица и Чудовище», 1991
Белль продолжает парад активных принцесс (хоть технически она и не принцесса). Девушка не желает идти на поводу у толпы и выходить замуж за первого парня на деревне Гастона, чтобы рожать детей и делать ему вечерами массаж ног. Вместо этого она смело отправляется в лес на поиски отца, остается заложницей вместо него и не боится пререкаться с жутким мохнатым чудовищем, а потом еще и лезть на рожон, пытаясь объяснить зашоренным глупцам (жителям деревни), что он вовсе не страшный. Кстати, Белль стала первой героиней Disney, которая влюбилась не в белозубую улыбку и точеные скулы, а в душу и доброе сердце мужчины.
Что общего: обе красотки хотят оказаться там, где им быть не положено. Они активны, у них есть стремления и желание делать свой собственный выбор, хотя «жить долго и счастливо» все еще много значит для обеих.
1990-е: интернациональные
«Алладин», 1992
В условиях борьбы за расширение прав и возможностей женщин на смену белокожим принцессам пришла, хлопая карими глазами, смуглая красавица Жасмин. Она положила начало новой мультипликационной эпохе: отныне главными героями становятся персонажи разного происхождения. К тому же дочь султана демонстрирует острый ум и чувство юмора, а также нежелание соответствовать устаревшим правилам и выходить замуж по расчету. Жасмин стала первой принцессой, которая отдала свое сердце простому парню, не имеющему благородного происхождения.
«Покахонтас», 1995
Дочь индейского вождя упряма, отважна и свободолюбива. Она не видит ничего предосудительного в том, чтобы влюбиться в человека не своей культуры и расы. Что неудивительно, ведь даже ее имя переводится как «непослушная». Вместе с тем она пытается снять напряжение между коренным народом своего племени и английскими поселенцами. И хотя в этом мультфильме лидерские качества принцессы отодвигаются на второй план, чтобы показать линию отношений с Джоном Смитом, Покахонтас все равно стала первой диснеевской принцессой, занимающей сильную и активную позицию.
«Мулан», 1998
Китаянка Мулан переодевается в мужчину, чтобы доказать воинам, а заодно и зрителям, что женщина не уступает мужчине ни в умениях, ни в героизме, ни в смекалке. В итоге она оказывается лучшей среди отряда солдат. Более того, она одна спасает сначала целую армию (после выстрела в гору противники оказываются под снегом), а потом и весь Китай, и все это в условиях тотального патриархата. Даже любовная линия с капитаном Ли Шангом отходит на второй план, впервые оставив зрителей без романтического поцелуя в конце. Правда, не забывайте, что в этом мультфильме был другой мужчина: все подвиги Мулан совершает, чтобы доказать родному отцу, что она чего-то да стоит.
Что общего: в условиях борьбы за расширение прав и возможностей женщин на первый план выходят принцессы разных национальностей. К тому же они готовы идти против желания родственников и не хотят подстраиваться под общепринятые устои.
2000 – 2010-е: гордые
«Принцесса и лягушка», 2009
Тиана – первая темнокожая принцесса Disney. Она работает на двух работах, чтобы исполнить мечту – открыть собственный ресторан. Ей совсем не хочется отвлекаться на что-то менее значимое, поэтому ее колени не начинают дрожать, как у других девушек, когда в город является холеный принц Навин. Она не надеется на помощь лягушки, феи-крестной или богатой подруги, а всегда берет инициативу в свои руки, потому что знает, что никто лучше нее не сделает.
«Рапунцель: Запутанная история», 2010
В отличие от первых принцесс Рапунцель, вместо того чтобы сразу влюбиться во Флина Райдера, хорошенько огрела его сковородкой. А потом и вовсе шантажировала, чтобы тот помог исполнить ее мечту – увидеть летающие фонарики. Принцесса полагается на инстинкты и доказывает и себе, и Флину, и матушке Готел, что женщины совсем не слабые и не беззащитные, а она вполне способна сама справиться с трудностями, которые для нее приготовил этот мир.
«Храбрая сердцем», 2012
На первый план в мультике наконец-то выходят отношения не мужчины и женщины, а матери и дочери. Королева вечно упрекает дочь в отсутствии женственности. Но интересна тут даже не столько дерзость принцессы, сколько ее отношение к мужчинам. Мерида уверена, что никому ничего не должна, а в особенности – выходить замуж. И это первая принцесса, которой нет совершенно никакого дела до того, кому достанутся ее рука и сердце. Она даже организует турнир, чтобы выиграть себя у себя. Впервые Disney оставляет главную героиню без мужчины с равноправной ролью в сюжете, что явно ведет к будущему сильных и независимых женских персонажей.
Что общего: у всех трех принцесс в приоритете мечты, а отношения – дело второстепенное. Они не готовы мириться ни с какими запретами на пути к своим реальным целям.
С 2010-х: героические и свободные
«Холодное сердце», 2013
Главная история любви крутится вокруг двух сестер – Анны и Эльзы. Обе соответствуют времени, они не идеальны: Анна наивна, Эльза не может совладать с собой, но, как и любой живой человек, старается проработать страхи и разобраться в себе. Не зря же в обеих частях «Холодного сердца» ледяная принцесса пытается найти ответ на вопрос: «Кто я?», параллельно спасая собственное королевство от… себя же самой! Тут уж места мужчинам и вовсе не нашлось, а самый яркий неженский персонаж мультфильма – бесполый снеговик Олаф.
«Моана», 2016
Disney представил нам самодостаточную дочь вождя, чья единственная цель – спасти свой народ, доставив сердце богини плодородия Те Фити к месту его законного пребывания. В отличие от того же «Холодного сердца» в «Моане» нет совершенно никакого даже намека на романтические отношения (впервые для киностудии). Полубог Мауи, конечно, помогает девушке (если это можно так назвать), однако в итоге выходит из игры, предоставив Моане шанс проявить себя и сделать всю работу самостоятельно. Также в первый раз среди классически стройных и высоких принцесс появляется персонаж с нестандартной для главной героини фигурой: Моана выглядит намного более крепкой, чем предшественницы, – и это явный сдвиг в сторону бодипозитива.
«Райя и последний дракон», 2021
Любителям консервативных классических историй в новинке этого года поживиться было, очевидно, нечем. Это сказка о воительнице Райе, которая хочет найти последнего выжившего дракона и победить с его помощью зло. И выглядит она на фоне вышеперечисленных героинь прямо-таки одой феминизму. Здесь нет никакого романтического подтекста, да и мужчин ничтожно мало, зато есть напряжение между двумя центральными героинями. В целом мультфильм – средоточие феминизма, инклюзивности и политкорректности, что вполне соответствует духу времени.
Что общего: принцессы стали независимыми феминистками, готовыми на любые жертвы, чтобы добиться своих целей.
Принцессы медленно, но верно менялись, учитывая мировые тенденции. И если раньше все, чего они хотели, – это удачное замужество, то сейчас героини мультфильмов доказывают, что женщинам вовсе не нужны принцы, готовые отбивать их от дракона. Они вполне могут сделать это сами, а заодно спасти мир.