#ЭКСКЛЮЗИВ

Фейковые рандомайзеры, подставные победители и «затерявшиеся в дороге» призы: что скрывается за гивами в России и как живут их организаторы

Социальные сети – современные сказки для взрослых. Открывая приложение, мы надеемся увидеть красивые картинки и прочитать истории со счастливым концом. Зачастую мы верим в любую цифровую «магию» (готовы принять участие в невиданных конкурсах и пройти любой чудодейственный марафон), лишь бы не разрушать эту иллюзию потенциального хеппи-энда.

Гивы (от англ. giveaway – раздача, розыгрыш) – один из главных инструментов раскрутки в соцсетях. Благодаря им бренды набирают миллионы подписчиков, блогеры богатеют, а обычные пользователи продолжают верить в то, что удача не за горами. Еще чуть-чуть, и один комментарий изменит всю их жизнь, а с десяток подписок помогут начать все с чистого листа: закрыть кредит, купить айфон. Да и как не поверить, если гарантии дают популярные звезды!

Раздаривая свои роскошные автомобили, прославился блогер Гусейн Гасанов, Яна Рудковская публично поругалась с Ритой Дакотой из-за возможности разыграть сумки Louis Vuitton. Что говорить, если даже голливудские звезды уровня Ким Кардашьян не гнушаются проводить инстаграмные конкурсы с сотней подарков от Chanel до Gucci. 

Гусейн Гасанов (Фото: @gusein.gasanov)
Яна Рудковская (@rudkovskayaofficial)
Ким Кардашьян (Фото: @kimkardashian)

Однако параллельно красивому спектаклю (и зачастую за его кулисами) разыгрывается менее привлекательная история: фейковые рандомайзеры (генератор случайных чисел), подставные победители, «затерявшиеся в дороге» призы и склоки между самими организаторами. 

Чем в итоге оказывается гив: аттракционом невиданной щедрости или разводом чистой воды? Читай в специальном расследовании PEOPLETALK.


Что такое гивы и как они работают?

Механика гивов совершенно проста! Вот тебе наглядный пример.

Проще говоря, артист продает свою аудиторию спонсорам, оплачивающим подарки, и его услуги в обмен на прирост подписчиков и раскрутку своей страницы. А руководит всем этим процессом этакий «сетевой мафиози» – организатор. 


Кто что с этого имеет?

В данном случае все причастные к гиву так или иначе имеют определенную выгоду. Правда, для каждого она выглядит по-своему: кто-то получает деньги, а кто-то аудиторию (то есть нас и всех тех, кто мечтает выиграть приз). 


Главное лицо

Главной составляющей, благодаря которой блогер или популярный артист становится лицом конкурса, конечно же, являются деньги. Это легкий и достаточно выгодный способ заработка. Пока вы надеетесь выиграть смартфон и терпите информационный мусор в своей ленте, он зарабатывает миллионы.

Егор Кочуров (директор Дины Саевой)

«В сторону блогера всегда идет сумма гонорара с учетом подарков. Его ответственность – это собрать обещанный гарант. Правда, когда гарант от блогера не собирается, приходится возвращать людям деньги или компенсировать другими услугами», – объяснил директор Дины Саевой Егор Кочуров.

В том случае, когда по договору блогер обязуется сделать только рекламу гива, все гораздо проще. Об этом нам рассказал один из самых востребованных организаторов гивов Иван Бакуров, который устраивал конкурсы с Тимати, Гусейном Гасановым, Ольгой Бузовой и многими другими популярными артистами.

Иван Бакуров (основатель IVANSMEDIA)

«Если блогер участвует только в рекламном ролике, он ничего не гарантирует, кроме своего участия по моему ТЗ в ролике гива и публикации на своей странице определенного количества постов и Stories за фиксированный гонорар», – рассказал Иван Бакуров.


Организатор

Непременно в плюсе остается и организатор конкурса, ведь, как мы говорили ранее, на его плечи ложится ответственность за весь процесс работы.

«Организатор забирает себе оставшуюся часть, обычно это где-то в районе 30–40 % оборота», – рассказал Егор Кочуров.

Отметим, так бывает только в том случае, когда блогер несет ответственность за гарант и подарки. Другое дело, когда за гарантированное число подписчиков, которое должно прийти к спонсорам, отвечают организаторы. Тогда на плечи артиста ложится ответственность лишь за рекламу конкурса. В таких случаях «сетевые мафиози» идут на риск, и бывает, что работа над проектом для них заканчивается огромными тратами, а то и минусом.

«Организатор имеет выгоду только тогда, когда количество продаж больше, чем количество затрат. Но бывает и наоборот – затраты могут превышать доход. Это тот случай, когда организатор заявил в договоре, что приход должен быть 100 тысяч подписчиков, а пришло 80 тысяч. Тогда он должен еще докупать рекламу у других блогеров либо возвращать деньги, и этот возврат может превышать остаток на его счете. Получается проект в минус, и это уже моя зона ответственности», – рассказал Иван Бакуров.


Спонсоры

В этом случае речь о денежной выгоде не идет, хоть они и являются, так сказать, кошельками гивов. Вместо денег они получают несколько тысяч подписчиков, которые приходят к ним в надежде выиграть дорогостоящие призы. То есть эти конкурсы – отличный вариант для людей, желающих быстро стать знаменитыми, не прилагая для этого усилий.


Спектакль в Сети

А теперь уже самое интересное! Несмотря на такую, казалось бы, прозрачную механику, в Сети все чаще встречаются случаи, когда вместо активной аудитории спонсоры получают «мертвые души», подарки в принципе никому не достаются, а аферы организовывают прямо перед твоими глазами. Как им это удается? Сейчас расскажем!


Фейковые рандомайзеры

Оказывается, в генераторе чисел можно заранее вбивать номер, который тебе необходимо получить. Мы совершенно об этом не догадывались, да и ты, думаем, тоже. Но такое возможно, и об этом нам рассказал один из организаторов, который предпочел остаться анонимным.

Анонимный эксперт

«Задолго до эфира организаторы настраивают приложение так, чтобы в конечном итоге вышли те номера, которые им необходимы. То есть они вбивают фейковые номера, и, соответственно, участники уже точно не становятся победителями», – рассказал наш источник.

Однако, чтобы не попасть в подобную ловушку, необходимо обращать внимание на то, с какого момента начался прямой эфир. Об этом нам рассказал Иван Бакуров:

«Когда ты ведешь прямой эфир с самого начала, то такое в принципе невозможно сделать. То есть ты включаешь прямой эфир и только после этого показываешь, как заходишь на «Яндекс», находишь генератор чисел и вбиваешь все данные. А вот если организатор выбирает победителей офлайн, есть повод задуматься».


Подставные победители

О тех, кто не хочет делиться подарками, недобросовестные организаторы тоже позаботились. Как? Догадаться несложно.

«Организатор находит своих людей, которые обязательно выполняют все условия конкурса. Затем им, как и всем другим участникам, присуждаются номера. А уже потом, пользуясь фейковым рандомайзером, они становятся победителями. Им, конечно же, призы не отправляются. Они оставляют их себе или в принципе не покупают. В таком случае прибыль делится между командой», – рассказал анонимный источник. 

Кстати, стоит отметить, что при поиске победителей подобных конкурсов мы потерпели неудачу.


«Мертвые души», или Невыполненный гарант

Отлично, теперь ты знаешь, куда испаряются все дорогостоящие призы, которые нам обещают недобросовестные блогеры. Ну а что касается «мертвых душ», тут, кажется, и экспертного мнения не надо, достаточно знать специфику работы Instagram. Дабы не тратить лишние денежные средства на рекламу из-за невыполненного гаранта, они просто закупают ботов по маленькой цене, которые атакуют твою страницу, однако никакой пользы не приносят. Но так поступают действительно только мошенники.

«Так бывает только у одноразовых организаторов – им все равно, они потом пропадают. Чаще всего ботов используют только мошенники или конкуренты. Видят, что организаторы кое-как ведут гарант, и добивают его накруткой. После чего делают рассылку всем спонсорам, в которой сообщают, что ваш организатор использует ботов. Но это такая сфера, в которой случайных людей быть не может, так как нормальный организатор использовать ботов не будет. А чтобы проверить, бот это или не бот, достаточно написать этому человеку сообщение. Если он отвечает, то это явно не левая страница. Просто некоторые участники делают дополнительные аккаунты, чтобы увеличить шансы на победу», – говорит Иван Бакуров.


Жертвы собственного дела

Но стоит отметить, что и сами организаторы порой становятся жертвами мошенников. Их кидают коллеги, которые, казалось бы, с ними заодно. А некоторым приходится прощаться с собственной недвижимостью, дабы не попасть в список мошенников и не испортить репутацию.

Анна Николаева (менеджер артистов)

«У меня печальный опыт с этими гивами, и я зареклась быть к ним причастной.

Я была соорганизатором и занималась работой с блогерами. Деньги, естественно, проходили не через меня, и никакого договора я не подписывала, к сожалению. В первый раз новогодний круговой гив провели на отлично. Но меня просто решили кинуть, не оплатив мои услуги.

А во второй раз (неизвестно, зачем я вновь на это согласилась) главный организатор просто забрал деньги и скрылся, при этом даже не собрав необходимое количество спонсоров и не оплатив услуги блогера, а также и мои», – поделилась печальным опытом Анна. 

Грустным опытом поделился и Иван Бакуров, у которого, казалось бы, провалов быть не может.

«У меня случалось, что я в минус на пять миллионов уходил. Ну ничего, пошел машину продал и выполнил гарант. Это очень сложная сфера, поэтому хороших организаторов на рынке мало. Обычно, если у них вдруг расход превысил доход, они сливаются. Тех, кто сможет покрыть минус, единицы», – признался Иван Бакуров. 


Кажется, теперь мы точно убедили тебя в том, что никакой феи-крестной в лице знаменитого блогера, который поможет тебе избавиться от кредита или приобрести новый Айфон, не существует. А инстаграмные конкурсы – не более, чем блеф и красивый спектакль, разыгранный в Сети. Правда, не смеем отрицать, что порядочные организаторы еще остались в медиа-пространстве. Но вот стоит ли испытывать удачу или самому постараться исполнить свои «хотелки», решать тебе.