«Фестиваль – это огромный пазл, который нужно сложить»: основатель Signal Сергей Фадеев о том, как создаются масштабные мероприятия в России
До рокового 2020 года мы каждый год ездили на фестивали, отрывались на концертах любимых исполнителей и танцевали в клубах до самого утра. Но после прихода пандемии ситуация в корне изменилась, а вся entertainment-индустрия перевернулась с ног на голову. Одно за другим начали отменяться мероприятия, переноситься выступления, а о ночных тусовках мы и вовсе на какое-то время забыли.
Одним из немногих фестивалей, которые смогли преодолеть все трудности 2020 года, был Signal, традиционно проходящий в Никола-Ленивце, на границе с национальным парком «Угра». Несмотря ни на что, команда подготовила площадку за рекордные три недели и собрала более 9 тысяч гостей.
В этом году архитектурно-музыкальный опен-эйр отметит свой первый юбилей – пять лет. Мощный line-up, 50-метровая медиабашня от Sila Sveta и новые арт-объекты – все это будет ждать гостей Signal с 19 по 22 августа. За несколько недель до старта фестиваля мы встретились с его основателем Сергеем Фадеевым и поговорили о любви к электронной музыке, масштабных инсталляциях и о том, как фестивали выживают в эпоху пандемии.
Как появилась идея создать такой масштабный фестиваль?
Давным-давно я оказался в Никола-Ленивце и подумал, что это очень классная площадка для масштабного фестиваля. Я учился в МАРХИ, и архитектура стала моей основной профессией. Через некоторое время на базе моей мастерской возник клуб (речь идет о легендарном заведении Rodnya, которое открылось в 2010 году. – Прим. ред.). Постепенно возникло понимание, что у меня достаточно опыта, чтобы создавать фестивальный проект.
Откуда у тебя любовь к электронной музыке?
В мои студенческие годы (речь идет о конце нулевых. – Прим. ред.) был бум электронной культуры, я тоже попал в эту атмосферу. Такие клубы, как Mix, стали домом, и с тех пор я начал увлекаться электронной музыкой. Тогда в рамках одного жанра, а сейчас меня интересует более широкий спектр звучания.
А расскажи историю названия фестиваля. Почему именно Signal?
Signal – это универсальный носитель информации, основа. Звук, свет и эмоции мы воспринимаем с помощью сигналов, отсюда и название. Логотип фестиваля происходит от обозначения буквы S в навигации, а синий электрический цвет очень сложно воспроизвести. Он прекрасно передает идею нематериальности и универсальности сигнала.
Вы уже несколько лет работаете с командой Sila Sveta, которая делала видеоконтент для выступления Cardi B и Offset и приняла участие в онлайн-концерте Билли Айлиш. Расскажите, как началось ваше сотрудничество? Что будет в этом году на фестивале?
Мы работаем с Sila Sveta с самого начала. Это наши давние товарищи, гении своего дела, которые любят музыку и рейв. Саша Ус, креативный директор и мой друг, поверил в проект в момент его зарождения и поддержал его. На первом фестивале они делали главную сцену, а теперь Signal ежегодно становится площадкой для их самых безбашенных творческих затей. Кстати, насчет безбашенных затей – в этом году вместе с Sila Sveta и «Связным» мы готовим 50-метровую медиабашню- Contaсt, которая станет «эмоциональной антенной», способной посылать в космос любые сообщения, новой точкой притяжения на фестивале. Она будет транслировать аудио-реактивный контент, реагируя на музыку со сцены Möbius.
А какое вообще значение имеет свет на фестивале?
Мне как архитектору очень важен свет, потому что он сильно меняет восприятие архитектуры и создает нужное настроение. В этом случае искусственное освещение имеет больше возможностей. И если мы говорим про световое шоу, то это становится равноправной составляющей выступления артиста, а где-то даже как будто доминирует.
Что самое сложное в организации фестиваля?
Фестиваль – очень большой проект с большим количеством участников. Многие из них – специфические творческие личности, и самое сложное – выстроить четкий процесс работы. Это огромный пазл, который нужно сложить. Здесь и артисты, и художники, которые создают инсталляции, и строители, и волонтеры – в общем, очень много разных людей задействовано. Поэтому сделать так, чтобы все смогли встроиться и комфортно себя чувствовать, наверное, самое сложное.
Каждый год у фестиваля очень мощный line-up. Как подходит процесс отбора музыкантов?
У нас в команде есть музыкальный департамент, который возглавляет Андрей Морозов, а также задействовано еще несколько агентов. Создание line-up – это совместный процесс, в котором я скорее формирую музыкальный сценарий, то есть на какой локации какое настроение должно быть. А Андрей Морозов с командой предлагают уже наиболее интересных артистов. Конечно, есть и свои какие-то пожелания, но в основном мы смотрим, что самое интересное вышло за последние годы, кого еще не было в России, кто «выстрелил», кто создал что-то крутое в мировом масштабе. Плюс часть формируется с помощью различных комьюнити, которые создают саб-ивенты со своим line-up внутри большого фестиваля.
А какой максимум гостей за эти годы?
В прошлом году на фестиваль приехало около 9 тысяч человек.
Как так получилось, что фестиваль не отменили в 2020-м?
Мы верили, не сдавались, готовились, и все получилось. Всю карантинную весну и часть лета я провел на Бали, границы были закрыты, и было вообще ничего не понятно. 20 августа фестиваль должен был стартовать, и, несмотря на все ограничения, мы продолжали готовиться. И вот, 28 июля губернатор Калужской области снимает ограничения, которые позволяют проводить фестиваль. 1 августа открывают границы с Турцией, я лечу через нее, а вся команда уже запускает все процессы. Реализация была сделана за три недели. И это был эффект взорвавшейся бомбы для всех гостей.
Какой самый приятный комментарий о фестивале ты читал в Сети?
Комментарий не могу вспомнить. Но мне была дико важна и приятна поддержка после первого фестиваля, потому что это было очень тяжело, финансовый провал, не было сил двигаться дальше, но увидеть перспективу помогло то, что я потом на протяжении двух месяцев слышал по всей Москве от людей, которые просто делились эмоциями, не зная меня, как было круто на Signal. Мы, кстати, сейчас готовим кино о разных людях, которые так или иначе связаны с фестивалем. Покажем его, наверное, уже после фестиваля.
Чем еще удивите в этом году?
В этом году планируется еще одна полноценная сцена и одна мультиформатная с галереей и чилл-зоной. Еще будут представлены новые арт-объекты. В 2021-м мы впервые проводим нашу программу совместно с Никола-Ленивцем и продолжаем улучшать инфраструктуру, чтобы гостям было еще комфортнее.
Какие планы на будущее?
Наш проект развивается, становится все более многоплановым, интересным, где каждый может найти себе что-то по вкусу. У нас есть детская и образовательная программы, сейчас в процессе обсуждения театральная программа. Очень хочется иметь постоянную творческую резиденцию в Никола-Ленивце, чтобы в течение года она была открыта для музыкантов, художников, где они смогут жить, создавать арт-объекты и совместные проекты. Локацию мы менять не планируем, а вот новые мероприятия появляются. Недавно прошло классное событие в Нижнем Новгороде, посвященное Дню города. А сейчас мы ведем переговоры, чтобы сделать это ежегодной инициативой. В целом есть мысль о том, чтобы делать Signal по всей России, хотим устраивать фестиваль и в других странах. У нас уже есть опыт проведения фестиваля на Бали, который стал ежегодным.
И последнее: как бы ты описал Signal в трех словах?
Путешествие в идеальную вселенную.