#Кино

«Гнев человеческий»: почему новый боевик Гая Ричи с Джейсоном Стэйтемом разочарует поклонников режиссера?

В прокат вышел новый боевик (точнее было бы сказать, что это полицейский триллер) Гая Ричи «Гнев человеческий» с любимчиком режиссера Джейсоном Стэйтемом в главной роли.

История о новом сотруднике инкассаторской компании, равнодушном, расчетливом и жаждущем мести, первые 20 минут сильно разочаровывает своими довольно посредственными диалогами, но потом быстро реабилитируется в глазах зрителей за счет драматической составляющей в виде воспоминаний главного героя, объясняющих все, что происходило «до» и будет происходить на экране «после».

Была ли в этой игре на контрастах главная задумка Гая Ричи – непонятно, но она явно сработала. Правда, на время. Финал рискует сильно разочаровать своей не столько очевидностью (боевики, строящиеся на конфликте, в которых побеждает справедливость, было бы странно ругать за предсказуемость), сколько нелогичностью, а потому на финальных титрах остается чувство незавершенности главной линии, которую автор не дожал.

«Гнев человеческий»

Надо понимать, что «Гнев» он создал не как тот Гай Ричи, который снял «Большой куш» или «Джентльменов», а как тот Гай Ричи, который сделал «Шерлока Холмса» или «Агентов А.Н.К.Л.». Это типичный массовый боевик, не претендующий на новаторство и яркие образы, но отлично закрывающий потребность зрителя в зрелище. Кровь, перестрелки, насилие, месть и плохой парень, несмотря ни на что идущий к цели, – вот из чего сделан «Гнев человеческий». И он вряд ли придется по душе поклонникам Гая Ричи, привыкшим к рефлексии в его фильмах.

«Гнев человеческий»

При этом нельзя не сказать, что «Гнев» – одна из самых, пожалуй, личных работ режиссера, которая объединила в себе важные и для него самого, и для подавляющего большинства зрителей темы: отцовство и религию. Само название Гай Ричи взял из Библии, да и сам фильм получился вполне себе христианским с главным содержанием в духе «око за око» и множеством отсылок к Священному Писанию: «Х как Христос» в имени главного героя, чудо воскрешения и цифры 221 на автомобильном номере в финале, отсылающие, судя по всему, к сюжету о жертвоприношении Авраама. При таких возвышенных аллюзиях можно было бы ожидать глубоко философской и сложной истории, но Гай Ричи ее нарочито упрощает, поливая кровью, так что ветхозаветные темы эффектно, но практически незаметно проходят мимо зрителя, открывая ему крепкий боевик, в центре которого – Джейсон Стэйтем.

«Гнев человеческий»

Славу типичного героя боевиков последнему, к слову, принес именно Гай Ричи – они работали вместе в фильмах «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш» и «Револьвер», а на съемочной площадке «Гнева» встретились снова впервые за 16 лет, но Стэйтем за это время, кажется, ничуть не изменился и образу холодного и бесстрашного убийцы, сделавшему ему имя, изменять не стал. В новой работе он, правда, все же немного уходит от практики к теории – сцены, в которых его герой демонстрирует свои внушительные боевые навыки, можно пересчитать по пальцам, зато многозначительные взгляды, жесты и короткие реплики здесь повсюду. Это отличает его от сослуживцев в инкассаторской компании и грабителей, покусившихся на миллионы долларов. За образы последних отвечают немного нелепый Джош Хартнетт, непробиваемый Холт Маккэллани, повсюду недопонимающий и трусливый Эдди Марсан и до ужаса обаятельный и похожий на своего отца в молодости Скотт Иствуд. Есть еще Нив Алгар, сыгравшая единственную девушку в конторе, на которую Гай Ричи в какой-то момент как будто специально обращает повышенное внимание, заставляя думать, что из этого что-то выльется, но нет – это к слову о незавершенности финала и ненужных местами сюжетных линиях.

«Гнев человеческий»

Вообще, «Гнев человеческий» – это ни разу не придуманная заново история, а переделенный на голливудский и более современный лад сюжет французского «Инкассатора» Николя Бухрифа. На этом список сравнений новой работы Гая Ричи не заканчивается: здесь и «Бешеные псы» Квентина Тарантино, и «Схватка» Майкла Манна, и «Убийца» Дени Вильнева, и «Закатать в асфальт» С. Крэйга Залера. В общем, от всех понемногу, а в итоге – старый добрый боевик о плохих парнях и справедливости.

«Гнев человеческий»