В прокат вышел новый боевик (точнее было бы сказать, что это полицейский триллер) Гая Ричи «Гнев человеческий» с любимчиком режиссера Джейсоном Стэйтемом в главной роли.
История о новом сотруднике инкассаторской компании, равнодушном, расчетливом и жаждущем мести, первые 20 минут сильно разочаровывает своими довольно посредственными диалогами, но потом быстро реабилитируется в глазах зрителей за счет драматической составляющей в виде воспоминаний главного героя, объясняющих все, что происходило «до» и будет происходить на экране «после».
Была ли в этой игре на контрастах главная задумка Гая Ричи – непонятно, но она явно сработала. Правда, на время. Финал рискует сильно разочаровать своей не столько очевидностью (боевики, строящиеся на конфликте, в которых побеждает справедливость, было бы странно ругать за предсказуемость), сколько нелогичностью, а потому на финальных титрах остается чувство незавершенности главной линии, которую автор не дожал.
Надо понимать, что «Гнев» он создал не как тот Гай Ричи, который снял «Большой куш» или «Джентльменов», а как тот Гай Ричи, который сделал «Шерлока Холмса» или «Агентов А.Н.К.Л.». Это типичный массовый боевик, не претендующий на новаторство и яркие образы, но отлично закрывающий потребность зрителя в зрелище. Кровь, перестрелки, насилие, месть и плохой парень, несмотря ни на что идущий к цели, – вот из чего сделан «Гнев человеческий». И он вряд ли придется по душе поклонникам Гая Ричи, привыкшим к рефлексии в его фильмах.
При этом нельзя не сказать, что «Гнев» – одна из самых, пожалуй, личных работ режиссера, которая объединила в себе важные и для него самого, и для подавляющего большинства зрителей темы: отцовство и религию. Само название Гай Ричи взял из Библии, да и сам фильм получился вполне себе христианским с главным содержанием в духе «око за око» и множеством отсылок к Священному Писанию: «Х как Христос» в имени главного героя, чудо воскрешения и цифры 221 на автомобильном номере в финале, отсылающие, судя по всему, к сюжету о жертвоприношении Авраама. При таких возвышенных аллюзиях можно было бы ожидать глубоко философской и сложной истории, но Гай Ричи ее нарочито упрощает, поливая кровью, так что ветхозаветные темы эффектно, но практически незаметно проходят мимо зрителя, открывая ему крепкий боевик, в центре которого – Джейсон Стэйтем.
Славу типичного героя боевиков последнему, к слову, принес именно Гай Ричи – они работали вместе в фильмах «Карты, деньги, два ствола», «Большой куш» и «Револьвер», а на съемочной площадке «Гнева» встретились снова впервые за 16 лет, но Стэйтем за это время, кажется, ничуть не изменился и образу холодного и бесстрашного убийцы, сделавшему ему имя, изменять не стал. В новой работе он, правда, все же немного уходит от практики к теории – сцены, в которых его герой демонстрирует свои внушительные боевые навыки, можно пересчитать по пальцам, зато многозначительные взгляды, жесты и короткие реплики здесь повсюду. Это отличает его от сослуживцев в инкассаторской компании и грабителей, покусившихся на миллионы долларов. За образы последних отвечают немного нелепый Джош Хартнетт, непробиваемый Холт Маккэллани, повсюду недопонимающий и трусливый Эдди Марсан и до ужаса обаятельный и похожий на своего отца в молодости Скотт Иствуд. Есть еще Нив Алгар, сыгравшая единственную девушку в конторе, на которую Гай Ричи в какой-то момент как будто специально обращает повышенное внимание, заставляя думать, что из этого что-то выльется, но нет – это к слову о незавершенности финала и ненужных местами сюжетных линиях.
Вообще, «Гнев человеческий» – это ни разу не придуманная заново история, а переделенный на голливудский и более современный лад сюжет французского «Инкассатора» Николя Бухрифа. На этом список сравнений новой работы Гая Ричи не заканчивается: здесь и «Бешеные псы» Квентина Тарантино, и «Схватка» Майкла Манна, и «Убийца» Дени Вильнева, и «Закатать в асфальт» С. Крэйга Залера. В общем, от всех понемногу, а в итоге – старый добрый боевик о плохих парнях и справедливости.