Пятница прошлой недели, 22 марта 2024 года, отпечаталась у миллионов людей шрамом на сердце – в этот день в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел теракт, унесший жизни более ста человек. Пережить такое – страшно, больно и невыносимо. В память о жертвах трагедии и в знак надежды на завтрашний день российские артисты – исполнители самых разных жанров и формаций – сегодня выпустили совместный альбом «Голос мой услышь», в котором перепели 12 песен легендарного Муслима Магомаева. Именно его именем был назван разрушенный концертный зал «Крокуса» и именно его песня «Летят журавли» играла в день общенационального траура во время акции «Свеча памяти».
О том, кем он был и как вписал свое имя в историю, и рассказываем.
Начало: «Юноша из Баку покоряет мир»
Муслим Магомаев родился 17 августа 1942-го в Баку в семье театральных деятелей: Магомет Магомаев был театральным художником, а Айшет Кинжалова подавала надежды на актерском поприще. Увы, но с родителями он близок не был: его отец погиб на фронте за 15 дней до конца войны, а мать вскоре после этого начала новую жизнь с новым супругом в Мурманске. Будущий артист жил в семье дяди в так называемом «доме артистов» и с детства слушал по утрам вокальные упражнения их соседа – знаменитого азербайджанского певца Бюльбюля. Вспомнить о его дедушке – композиторе Абдул-Муслиме Магомаеве, и уже неудивительно, что с ранних лет Муслим Магомаев пристрастился к музыке. Он учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции, брал уроки у профессора – виолончелиста, который учил того филировать голос, затем был принят в Бакинское музыкальное училище на вокальное отделение и ставил голос у первой азербайджанской оперной певицы Шовкет Мамедовой.
Уже в 15 лет Муслим Магомаев впервые вышел на сцену и втайне от семьи (они были против – неокрепшие связки могли привести к потере голоса) выступил в Доме культуры бакинских моряков. Еще через четыре года он дебютировал в профессиональном Ансамбле песни и пляски Закавказского военного округа, через год – стал лауреатом VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки за исполнение песни «Бухенвальдский набат». Сам Муслим Магомаев вспоминал, что публика принимала его тепло и с аплодисментами, а в газетных заметках писали: «Юноша из Баку покоряет мир», однако на все советы его имя прогремело после выступления в Кремлевском дворце съездов на заключительном концерте фестиваля азербайджанского искусства 26 марта 1963 года. Уже осенью того же года в Концертном зале имени П. Чайковского он собрал полный аншлаг на первом сольном концерте – талант Муслима Магомаева был, кажется, неоспорим и вызывал восхищение поголовно у всех.
Орфей XX века, или Пик славы
Затем был статус солиста Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова, стажировка в миланском театре «Ла Скала», выступления в крупнейших городах Советского Союза, однако предложение перейти в труппу Большого театра уже состоявшийся артист не принял – не хотел ограничивать себя рамками лишь оперных спектаклей. Муслим Магомаев гастролировал, к слову, не только на территории СССР и в 1966-м и 1969-м собрал полные залы в театре «Олимпия» в Париже – его директор предлагал исполнителю сделать из него звезду международного масштаба и подписать контракт на год, однако Министерство культуры СССР сделать этого не дало.
Муслим Магомаев не просто так пользовался популярностью, пожалуй, государственного масштаба – он был универсальным певцом. К началу 70-х в его репертуаре было уже около 600 произведений, некоторые из них – на музыку собственного сочинения. Он стал лауреатом Музыкального фестиваля 1969-го в польской Сопоте, получил «Золотой диск» Международного фестиваля грамзаписи в Каннах, первым из советских артистов удостоился чести отправиться на гастроли в США.
Его сравнивали с героем мифов – древнегреческим Орфеем – и знали не только по глубокому голосу (это был мягкий баритон, плавно переходящий в высокий бас), но и по необыкновенным артистизму и темпераменту. И дело было вовсе не в особых вокальных техниках, а в том, сам исполнитель называл движением «от сердца – к голосу». Да, он был убежден, что петь начинает именно душа, и если артист выходит на сцену «холодным, как олимпийский бог», то и зал встречал его соответственно. Именно такой подход однажды подарил Муслиму Магомаеву всемирную известность, потому он собирал многотысячные стадионы, часто выступал на советском телевидении, снимался в кинокартинах, а его пластинки продавались огромными тиражами.
Впрочем, неприкасаемым Муслим Магомаев тоже не был – так в его личном деле появилась запись об уголовном преследовании. Дело в том, что однажды после концерта в Ростове-на-Дону вместе с Ансамблем песни и пляски донских казаков публика отказывалась отпускать артиста – в итоге он выступал больше двух часов, получив за это тройной гонорар (606 руб. вместо 202-х). Организаторы уверяли, что Министерство культуры одобрило ставку, но это было не так, и началось разбирательство, на время которого исполнителю запретили гастролировать за пределами Азербайджана. Это время он использовал, чтобы окончить Бакинскую консерваторию по классу вокала, а делу в конце концов положил конец лично председатель КГБ Юрий Андропов – просто Муслима Магомаева ждали на юбилейном концерте в андроповском ведомстве. Еще одним скандалом отметилась его песня «Лучший город Земли», возмутившая генерального секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева – мол, почему по радио крутят твист? По следам этой истории через несколько месяцев появится шутка о том, что если пытаться запрещать Муслима Магомаева, то в итоге запретят тебя, ведь Никиту Хрущева вскоре сняли с поста.
«Ты – моя мелодия» как посвящение любви
Муслим Магомаев был дважды женат: его первый брак с однокурсницей по Бакинскому музыкальному училищу Офелией Велиевой продлился всего год, несмотря на рождение дочери, а вот оперная певица Тамара Синявская смогла стать его любовью до конца жизни.
О моменте, когда впервые услышала голос будущего мужа, она вспоминала так: «За таким голосом я пошла бы на край света». Это была красивая история: он признался ей в любви песней «Ты – моя мелодия», они выдержали год разлуки, пока она стажировалась в театре «Ла Скала», и в итоге сыграли закрытую свадьбу, как только Тамара Синявская развелась с мужем.
Самый счастливый день для пары, правда, обернулся несколькими месяцами молчания для Муслима Магомаева – все потому, что в разгар торжества он, распахнув окно, запел перед большой толпой поклонников и простудился.
Памяти Муслима Магомаева
Вообще, здоровье артиста подводило: у него были слабые легкие, глухота на одно ухо из-за перенесенной в детстве кори, а курение только добавляло проблем. Первые мелкие изменения голоса, незаметные для всех, заставили Муслима Магомаева уйти со сцены на пике славы. Не было ни объяснений, ни прощальных гастролей – он хотел, чтобы его запомнили здоровым, талантливым, без жалости и сожалений. Так, после 1998-го голос Муслима Магомаева больше не звучал со сцены, а сам он погрузился в тихую семейную жизнь со своими радостями: занимался живописью, общался с поклонниками на собственном сайте в Сети. Он говорил: «Каждому голосу, каждому таланту Бог определил определенное время, и перешагивать его не нужно».
25 октября 2008-го Муслима Магомаева не стало – он скончался на руках у жены от ишемической болезни сердца. Ровно через год в память о великом артисте его именем назовут концертный зал «Крокус Сити Холла».