И давно тебе 17? Как менялся образ вампиров в кино
Когда речь заходит о вампирах, кого ты представляешь в первую очередь? Графа Дракулу в черном плаще с пугающе бледной кожей или Эдварда Каллена в ничем не примечательных черных джинсах и серой футболке? А может, на ум приходит харизматичная героиня Сальмы Хайек из фильма «От заката до рассвета»?
Ассоциации у всех разные. А все потому, что представители киноиндустрии экспериментируют с образом таинственных вампиров вот уже почти 100 лет. Одни намеренно подчеркивают их злое нутро и помещают в категорию отрицательных персонажей, другие, наоборот, делают все возможное, чтобы зритель сострадал герою (привет, Стефан Сальваторе).
Сегодня мы решили погрузиться в вампирский мир (читай: почувствовать себя Беллой Свон или Еленой Гилберт) и проанализировать, как менялся образ кровопийц не только в кино, но и в поп-культуре. Повод для этого, к слову, вполне подходящий. Сегодня, 17 мая, 36 лет исполняется актрисе Никки Рид, которая сыграла Розали в «Сумерках» и вышла замуж за Иэна Сомерхолдера из «Дневников вампира».
1922 год
Впервые вампир появился на экране в начале XX века в лице графа Орлока в культовом немом хорроре 1922 года «Носферату. Симфония ужаса», снятом по мотивам романа Брэма Стокера «Дракула».
Вампир того времени представляет собой нечто отталкивающее, страшащее, наводящее на зрителя буквально парализующий ужас. В образах это всегда тотал-блэк – черные брюки, фрак, лакированные туфли, однако внешне граф Орлок напоминает не человека, а, скорее, животное – с острыми ушами и длинными ногтями.
1931 год
Классический образ вампира – бледного, с черными прилизанными волосами и пронзительным холодным взглядом – появился в 1931 году после выхода картины «Дракула», где главную роль исполнил венгерский актер Бела Лугоши.
Кадр из фильма «Дракула» Кадр из фильма «Дракула»
В этом фильме уже нет тотал-блэка, художники по костюмам остановились на классическом фраке и сорочке с туго накрахмаленной манишкой. Именно тогда в массовой культуре закрепился патетический образ бессмертного графа в черном плаще с красным подбоем. Кстати, говорят, сам актер настолько вжился в роль, что после съемок спал в гробу.
1958 год
Кадр из фильма «Дракула» Кадр из фильма «Дракула»
В 1958 году вышла еще одна экранизация романа Брэма Стокера «Дракула», автором которой стал британский режиссер Теренс Фишер. В этот раз главную роль сыграл Кристофер Ли. И пусть внешний облик Дракулы остался неизменным, внутренние характеристики сильно обогатились. Именно в этой картине демоническое начало гармонично сплелось с утонченными манерами аристократа, а еще появился намек на обольстительную натуру вампира, которым впоследствии пользовались почти все режиссеры.
1983 год
Не стоит думать, что с конца 1950-х до начала 1980-х киноиндустрия обходила вампирскую тематику. В 1960-м на экраны вышла картина «Невесты Дракулы», в 1970-м состоялась премьера фильма «Вкус крови Дракулы», в 1976 году все обсуждали работу мастера хорроров Джорджа А. Ромеро «Мартин». Однако ни один из этих фильмов нельзя назвать революционным в плане образов героев. Ситуация меняется лишь в 1983 году, когда выходит лента «Голод» Тони Скотта.
Кадр из фильма «Голод» Кадр из фильма «Голод»
Действие происходит в современном мире, а вампиры – обычная пара (ну, почти). Они живут в Нью-Йорке и преподают классическую музыку. А в свободное от работы время питаются кровью. Главные роли в фильме исполнили Катрин Денев и Дэвид Боуи, поэтому неудивительно, что образы их персонажей перекликались с их собственным. Бессмертная вампирша носит классические костюмы, блузы в горох (которые были в тренде в 1980-х) и строгие юбки, а вот ее возлюбленный не расстается с кожаной курткой, очками в круглой оправе и двубортными пиджаками. Согласись, все как у людей?
1992 год
90-е и нулевые – два самых интересных десятилетия для вампирской тематики. Именно тогда случилось так называемое расщепление жанра. Кто-то полностью переосмыслил мрачную эстетику на современный лад, а кто-то предпочел проработать классический образ злодея. К категории последних как раз можно отнести Фрэнсиса Форда Копполу и его фильм 1992 года «Дракула». Роль харизматичного вампира исполнил Гари Олдман.
Кадр из фильма «Дракула» Кадр из фильма «Дракула»
Кстати, сам режиссер считал, что костюмы в этом фильме должны нести большую смысловую нагрузку и воздействовать на зрителя, а в образы героев должны быть «вшиты» тайные послания. Именно поэтому к работе над картиной он привлек японского дизайнера Эйко Исиоку, которая полностью разделяла его подход. Коппола даже решил отказаться от спецэффектов в фильме, чтобы увеличить бюджет костюмерного цеха.
Кадр из фильма «Дракула» Кадр из фильма «Дракула»
В результате мы увидели на экране костюмы, проработанные до мельчайших деталей. К примеру, когда помолодевший Дракула приезжает в Лондон, он одет по последней моде викторианской эпохи. На нем светло-серый костюм из тонкой шерсти, цилиндр, брошь в виде двуглавого орла и, конечно, синие очки. А вот в замке мы видим персонажа Гари Олдмана совершенно другим. Фрэнсис Форд Коппола хотел отойти от традиционного образа вампира в черном фраке, поэтому Эйко Исиока создала алый халат с гипертрофированно длинным шлейфом, который чем-то напоминал волну крови. Неудивительно, что за эту работу художница по костюмам получила «Оскар».
2008 год
Кадр из фильма «Сумерки» Кадр из фильма «Сумерки»
В 2008 году все представления о вампирах перевернулись, потому что на большие экраны вышла первая часть фильма «Сумерки». В знаменитой саге вампиры живут в роскошном пентхаусе с панорамными окнами, ездят на машинах Volvo и одеваются как самые обыкновенные люди. Но самое главное – они вегетарианцы.
Кадр из фильма «Сумерки» Кадр из фильма «Сумерки»
Сюжет фильмов постепенно раскрывает жизненную историю каждого члена семьи Калленов и заставляет зрителя сострадать. Желание быть такими же, как все, особенно прослеживается в стиле главных героев. Художник по костюмам намеренно не делает акцент ни на ярких цветах, ни на темных оттенках. Они не носят тотал-блэк в отличие от каноничных вампиров, зато в их гардеробе есть жанрово нейтральные вещи, которые не отличают их от другой среднестатистической семьи.
Получается, за 100 лет в кинематографе вампиры прошли полный цикл трансформации, как внутренней, так и внешней. Они уже не кажутся зрителю бесчувственными монстрами, которые изначально появлялись лишь в хоррорах. С той самой «Дракулы» Копполы началась новая эра вампиризма в кино, аудитория увидела их под другим углом. Нам показали, что они тоже ищут любовь, чувствуют потребность в родственной душе, пытаются найти свой путь в человеческом мире и упорно противостоять своей собственной демонической природе, борясь с ней день и ночь, в надежде преодолеть свою кровожадную сущность. И стиль главных героев играет в этой нормализации далеко не последнюю роль.