Логотип Peopletalk

И давно тебе 17? Как менялся образ вампиров в кино

Главное изображение статьи
Реклама

Когда речь заходит о вампирах, кого ты представляешь в первую очередь? Графа Дракулу в черном плаще с пугающе бледной кожей или Эдварда Каллена в ничем не примечательных черных джинсах и серой футболке? А может, на ум приходит харизматичная героиня Сальмы Хайек из фильма «От заката до рассвета»?

Ассоциации у всех разные. А все потому, что представители киноиндустрии экспериментируют с образом таинственных вампиров вот уже почти 100 лет. Одни намеренно подчеркивают их злое нутро и помещают в категорию отрицательных персонажей, другие, наоборот, делают все возможное, чтобы зритель сострадал герою (привет, Стефан Сальваторе).

Сегодня мы решили погрузиться в вампирский мир (читай: почувствовать себя Беллой Свон или Еленой Гилберт) и проанализировать, как менялся образ кровопийц не только в кино, но и в поп-культуре. Повод для этого, к слову, вполне подходящий. Сегодня, 17 мая, 36 лет исполняется актрисе Никки Рид, которая сыграла Розали в «Сумерках» и вышла замуж за Иэна Сомерхолдера из «Дневников вампира».


1922 год

Впервые вампир появился на экране в начале XX века в лице графа Орлока в культовом немом хорроре 1922 года «Носферату. Симфония ужаса», снятом по мотивам романа Брэма Стокера «Дракула».

Афиша фильма «Носферату. Симфония ужаса»

Вампир того времени представляет собой нечто отталкивающее, страшащее, наводящее на зрителя буквально парализующий ужас. В образах это всегда тотал-блэк – черные брюки, фрак, лакированные туфли, однако внешне граф Орлок напоминает не человека, а, скорее, животное – с острыми ушами и длинными ногтями.


1931 год

Классический образ вампира – бледного, с черными прилизанными волосами и пронзительным холодным взглядом – появился в 1931 году после выхода картины «Дракула», где главную роль исполнил венгерский актер Бела Лугоши.

Афиша фильма «Дракула»

В этом фильме уже нет тотал-блэка, художники по костюмам остановились на классическом фраке и сорочке с туго накрахмаленной манишкой. Именно тогда в массовой культуре закрепился патетический образ бессмертного графа в черном плаще с красным подбоем. Кстати, говорят, сам актер настолько вжился в роль, что после съемок спал в гробу.


1958 год

В 1958 году вышла еще одна экранизация романа Брэма Стокера «Дракула», автором которой стал британский режиссер Теренс Фишер. В этот раз главную роль сыграл Кристофер Ли. И пусть внешний облик Дракулы остался неизменным, внутренние характеристики сильно обогатились. Именно в этой картине демоническое начало гармонично сплелось с утонченными манерами аристократа, а еще появился намек на обольстительную натуру вампира, которым впоследствии пользовались почти все режиссеры.


1983 год

Не стоит думать, что с конца 1950-х до начала 1980-х киноиндустрия обходила вампирскую тематику. В 1960-м на экраны вышла картина «Невесты Дракулы», в 1970-м состоялась премьера фильма «Вкус крови Дракулы», в 1976 году все обсуждали работу мастера хорроров Джорджа А. Ромеро «Мартин». Однако ни один из этих фильмов нельзя назвать революционным в плане образов героев. Ситуация меняется лишь в 1983 году, когда выходит лента «Голод» Тони Скотта.

Кадр из фильма «Голод»

Действие происходит в современном мире, а вампиры – обычная пара (ну, почти). Они живут в Нью-Йорке и преподают классическую музыку. А в свободное от работы время питаются кровью. Главные роли в фильме исполнили Катрин Денев и Дэвид Боуи, поэтому неудивительно, что образы их персонажей перекликались с их собственным. Бессмертная вампирша носит классические костюмы, блузы в горох (которые были в тренде в 1980-х) и строгие юбки, а вот ее возлюбленный не расстается с кожаной курткой, очками в круглой оправе и двубортными пиджаками. Согласись, все как у людей?


1992 год

90-е и нулевые – два самых интересных десятилетия для вампирской тематики. Именно тогда случилось так называемое расщепление жанра. Кто-то полностью переосмыслил мрачную эстетику на современный лад, а кто-то предпочел проработать классический образ злодея. К категории последних как раз можно отнести Фрэнсиса Форда Копполу и его фильм 1992 года «Дракула». Роль харизматичного вампира исполнил Гари Олдман.

Кстати, сам режиссер считал, что костюмы в этом фильме должны нести большую смысловую нагрузку и воздействовать на зрителя, а в образы героев должны быть «вшиты» тайные послания. Именно поэтому к работе над картиной он привлек японского дизайнера Эйко Исиоку, которая полностью разделяла его подход. Коппола даже решил отказаться от спецэффектов в фильме, чтобы увеличить бюджет костюмерного цеха.

В результате мы увидели на экране костюмы, проработанные до мельчайших деталей. К примеру, когда помолодевший Дракула приезжает в Лондон, он одет по последней моде викторианской эпохи. На нем светло-серый костюм из тонкой шерсти, цилиндр, брошь в виде двуглавого орла и, конечно, синие очки. А вот в замке мы видим персонажа Гари Олдмана совершенно другим. Фрэнсис Форд Коппола хотел отойти от традиционного образа вампира в черном фраке, поэтому Эйко Исиока создала алый халат с гипертрофированно длинным шлейфом, который чем-то напоминал волну крови. Неудивительно, что за эту работу художница по костюмам получила «Оскар».


2008 год

В 2008 году все представления о вампирах перевернулись, потому что на большие экраны вышла первая часть фильма «Сумерки». В знаменитой саге вампиры живут в роскошном пентхаусе с панорамными окнами, ездят на машинах Volvo и одеваются как самые обыкновенные люди. Но самое главное – они вегетарианцы.

Сюжет фильмов постепенно раскрывает жизненную историю каждого члена семьи Калленов и заставляет зрителя сострадать. Желание быть такими же, как все, особенно прослеживается в стиле главных героев. Художник по костюмам намеренно не делает акцент ни на ярких цветах, ни на темных оттенках. Они не носят тотал-блэк в отличие от каноничных вампиров, зато в их гардеробе есть жанрово нейтральные вещи, которые не отличают их от другой среднестатистической семьи.

Получается, за 100 лет в кинематографе вампиры прошли полный цикл трансформации, как внутренней, так и внешней. Они уже не кажутся зрителю бесчувственными монстрами, которые изначально появлялись лишь в хоррорах. С той самой «Дракулы» Копполы началась новая эра вампиризма в кино, аудитория увидела их под другим углом. Нам показали, что они тоже ищут любовь, чувствуют потребность в родственной душе, пытаются найти свой путь в человеческом мире и упорно противостоять своей собственной демонической природе, борясь с ней день и ночь, в надежде преодолеть свою кровожадную сущность. И стиль главных героев играет в этой нормализации далеко не последнюю роль.

Реклама
Рекомендуем