Ирония судьбы, или Легкий абьюз: токсичные пары из советских фильмов
В Советском Союзе не было слова «токсичный», а уж тем более «абьюзер», но тем не менее их значение было заложено в основу многих сюжетных линий в кинематографе того времени. Вообще, признаемся честно, некоторые культовые фильмы, ставшие впоследствии отечественной классикой, по уровню содержания любовной драмы ничуть не уступают турецким сериалам. Взять хотя бы известную всем кинокартину «Афоня», где главный герой на протяжении всего сюжета пользуется чувствами наивной медсестры Кати, которая без памяти в него влюблена. И хотя в финале зрителя ждал happy end, мы не сомневаемся, что будущего у таких отношений нет. И если бы «Афоню» снимали сейчас, в эпоху устойчивых личных границ и абсолютной любви к себе, конец этой истории был бы совершенно иным.
Советские фильмы показывали отношения людей такими, какими они были на самом деле, и полностью соответствовали менталитету того поколения. Именно поэтому большинство тех, кто вырос на «Служебном романе», «Москва слезам не верит» и других легендарных кинокартинах, не замечают в их сюжетах никаких нездоровых связей между героями. И переживают за отношения Васи и Нади из фильма «Любовь и голуби» больше, чем за свои.
Вместе с психотерапевтом сервиса «Ясно» Галиной Лайшевой разбираемся в токсичных отношениях пар на примерах любимых советских фильмов.
Галина Лайшева, клинический психолог, психотерапевт сервиса «Ясно»
Людмила Прокофьевна и Новосельцев, «Служебный роман»
Герои меняются и обретают счастье, потому что им удается правильно выстроить «баланс власти». В начале фильма она босс, он подкаблучник, который подавляет эмоции и агрессию. Людмила Прокофьевна же подавляет в себе женственность, что объяснимо – образ начальницы в советском фильме не может быть слабым или кокетливым, такого командира не примут всерьез.
У Новосельцева есть внутренний конфликт между желанием себя проявить и страхом отвержения, поэтому его часто упрекают во лжи. Он ведет себя непоследовательно и, как ни странно, боится демонстрировать свои положительные качества. Людмила Прокофьевна сражается с тем же противоречием: если быть слабой, тебя растопчут, а значит, нежные чувства, из которых и строится близость, надо держать под замком.
К счастью, в фильме обоим удается обнаружить в себе разные стороны и проявить их, благодаря чему каждый становится сильнее и спокойнее. В реальной жизни, если партнеры играют такие жесткие роли (один подчиняет себе другого контролем, тревогой или прямыми запретами), система может долго оставаться стабильной. Главный минус – невозможно быть разным и развиваться.
Катя и Гоша, «Москва слезам не верит»
В этих отношениях Катя крепко стоит на ногах. Она осознает себя сильной, уверенной, успешной и самостоятельной. В отличие от Людмилы Прокофьевны из «Служебного романа», эта героиня цельная и не подавляет свои эмоции. Но ей хочется иметь возможность опереться на другого, проявить свою «женскую слабость», которая обязательно присутствует у героинь советских фильмов. Гоша прекрасно подходит для того, чтобы закрыть эту потребность, – он сильный, уверенный в себе, готов подставить плечо (в отличие от других мужчин, в которых героиня разочаровалась). Но у Гоши есть жесткие представления о «мужских» и «женских» качествах, что и порождает конфликт. Он хочет, чтобы Катя была рядом с ним мягкой и слабой, ему страшно видеть ее успешной. Герой знает себе цену, но не понимает, как быть с высоким статусом своей возлюбленной. Для него это серьезное эмоциональное испытание, и он его не выдерживает: дистанцируется, пьет, скрывает эмоции.
Катя и Гоша отвечают потребностям друг друга, и это их сближает. Но в то же время в них есть качества, которые их разъединяют. В «Служебном романе» герои помогают друг другу разрешить свои внутренние конфликты, а здесь оба партнера лишь обостряют проблему. Главный вопрос – смогут ли они справиться с этим противоречием и найти баланс?
В соцсетях многие уверены, что нет. Гоша патриархальный, постоянно обесценивает Катю, кажется, что их пара обречена. Но если не быть столь категоричными и представить, что Катя и Гоша пришли на сеанс семейной психотерапии, им рекомендовали бы учиться проявлять силу и слабость в зависимости от ситуации. Этой паре необходимо договариваться друг с другом и обсуждать все, что их не устраивает. У героев есть шанс наладить отношения, но для этого нужно, чтобы они оба захотели меняться. Гоше надо стать мягче и принять сильные стороны Кати, но и Катя должна научиться сглаживать углы. Удастся ли это героям – мы не знаем.
Надя и Вася, «Любовь и голуби»
В этой паре отношения из романтических превратились в родительские. За годы совместной жизни партнеры потеряли интерес друг к другу как к важными необычным людям, способным дарить яркие эмоции и удивлять. Нельзя сказать, что их отношения токсичны. Скорее, в них ощущается бытовая безысходность: есть привычные неразрешенные конфликты, мало совместного позитивного опыта и желания его создать. Не случайно Вася едет отдыхать один – у него внутри накопилось раздражение из-за невысказанных обид и неудовлетворенности. Их общение с Надей состоит лишь из бытовых проблем, а дети уже давно выросли и живут своей жизнью.
В психологии этот кризис называют «опустевшим гнездом»: если родителям больше не надо решать проблемы своих детей, им приходится вспомнить, за что они любят и уважают друг друга. Если на этот вопрос нет ответа, партнеры часто отдаляются, расходятся и начинают искать кого-то другого. Надя и Вася воспринимают друг друга как должное, как скучное приложение к детям и дому.
Роман с Раисой Ивановной, как ни странно, разворачивает партнеров лицом друг к другу – их новые отношения, как раньше, скрыты от глаз детей (это важно!), они испытали сильные чувства (потерю, боль, вину) и по-новому увидели ценность друг друга. Многие изменяют, чтобы почувствовать себя другим человеком, эмоциональным и вдохновленным. Васе и Наде удалось реанимировать свои чувства, вспомнив, что они оба живые люди.
Женя и Надя, «Ирония судьбы, или С легким паром»
Женя инфантильный – живет с мамой, с трудом принимает решения, боится ответственности и патологически пьянеет. Герой представляет собой «тень» Ипполита, но у этой тени есть и положительные качества: он спонтанный, игривый, открыт к новому и готов проявлять эмоции. Для Нади эта оборотная сторона оказывается притягательной. Возможно, рядом с Ипполитом она чувствует себя как неловкий ребенок, ей приходится ограничивать свою свободу и эмоциональность, чтобы вписаться в его планы.
Тогда их роман с Женей – это союз двух детей, которые противятся правилам. Эта сказочность как раз позволяет игнорировать токсичные стороны Жени – дефицит так называемого «здорового взрослого», который был бы готов брать ответственность, быть самостоятельным и эмоционально устойчивым.
Трудно игнорировать и проблемы с алкоголем – Женя плохо себя контролирует, и Надя соглашается на созависимые отношения, регулирует его поведение и волнуется о нем. В фильме нет яркой психологической динамики героев – они не меняются, не приходят к какому-то новому пониманию себя. Из-за этого финал кажется открытым, а надежды на долгую счастливую жизнь вместе – очень туманными.
Лариса Дмитриевна и Паратов, «Жестокий романс»
В «Бесприданнице» Островского Лариса очень эмоциональная, открытая, влюбчивая. Ее эмоции для нее на первом месте. Предательство Паратова наносит героине серьезную травму. Она теряет объект привязанности и погружается в безразличие. Ей уже неважно, что будет дальше. Перед приездом Паратова Лариса находится будто бы под анестезией – она ничего не чувствует и соглашается на отношения с ничтожным для нее Карандышевым, чтобы найти утешение. Героиня признается, что потеряла идеал. Она идеализирует одного мужчину и обесценивает другого – такое поведение характерно для нарциссов.
Паратов тоже нарцисс, но другого склада. В отличие от Ларисы он чувствует себя прекрасно – и из позиции собственного великолепия склоняется к ней. Как говорил персонаж Миронова в «Обыкновенном чуде»: «Вы привлекательны, я чертовски привлекателен». Идеализируя себя, он идеализирует и ее. Паратов воспринимает Ларису как дорогую вещь. Она красивая, умная, чувственная и очень ему подходит, будто идеальная машина или лошадь. Их сближение и последующее предательство Паратова закономерны, ведь герой не задумывается о том, как Лариса себя чувствует. У него отсутствует эмпатия, он ведет себя эгоистично, использует девушку для радости и удовлетворения своих желаний. Лариса бросается в омут отношений, не задумываясь о том, какими могут быть последствия. Она одновременно и надеется, что Паратов вновь выберет ее и останется с ней, и наказывает себя, готовясь стать игрушкой в его руках.
В финале Лариса погибает. Это месть Карандышева, но мы можем легко представить, как она сама накладывает на себя руки, ведь героиня теряет главный смысл своей жизни. Нельзя сказать, что в фильме отношения Ларисы и Паратова романтизированы. Блеск и яркость их романа привлекательны, но зрителю дают в полной мере ощутить боль и опустошение – последствия выбора опасного, эмоционально недоступного, не готового уважать чужие чувства партнера.