Логотип Peopletalk

Искусство в большом городе: интервью с основательницей Галереи братьев Люмьер Натальей Григорьевой-Литвинской

Главное изображение статьи
Реклама

Ведущий слоган последних лет гласит: it’s not a men’s world anymore, что в переводе означает «отныне этот мир не принадлежит мужчинам». С каждым годом появляется все больше сильных и бескомпромиссных женщин-управленцев. И индустрия искусства не исключение. Его представительницы вдохновляют своими историями и масштабными проектами, а мы через них вдохновляем тебя.

Мы решили взять на себя «просветительскую» инициативу и запустили рубрику «Искусство в большом городе», в которой будем знакомить тебя с главными представительницами арт-индустрии: от художниц до кураторов, от коллекционеров до директоров музеев. Сегодня нашей героиней стала основательница Галереи братьев Люмьер, коллекционер с 20-летним стажем и куратор Наталья Григорьева-Литвинская.

Lumiere Gallery – одна из старейших московских галерей, основанная в 2001 году и специализирующаяся на искусстве фотографии. За 20 лет существования было проведено более 200 выставок, издано 11 монографий, а коллекция галереи охватывает период с 1920-х по 1990-е годы. В 2010 году на «Красном Октябре» открылась музейно-выставочная площадка Центр фотографии Братьев Люмьер, в феврале 2021-го было объявлено о закрытии. А в апреле того же года «Галерея Люмьер» переехала в новое пространство в собственном здании на Большой Полянке.

Фото: Михаил Розанов

20 лет назад, когда все открывали ночные клубы, вы решили открыть арт-пространство? Зачем?  

Уже больше 20 лет я как галерист занимаюсь помощью коллекционерам и собирателям. Для меня искусство – это образ жизни. С одной стороны, у меня была потребность оставить что-то после себя, с другой – желание делать то, что не делали другие. Я поняла, что в нашей стране интересовались фотографией лет 40 назад, в 60-х и 70-х, и решила продвигать этот визуальный жанр. Мы стали издавать книги по фотографии, потому что это необходимо, чтобы продвигать нашу фотографию, в том числе советскую. Искусство – это то, что меня держит на плаву, а все остальное – неважно. Таким было начало нашего пути.

Что изменилось за 20 лет существования «Галереи Люмьер»?

Когда мы первые открыли фотогалерею в Москве в 2001 году в Центральном доме художника, в России мало кто понимал, что фотография – это искусство, которое продается на аукционах и в галереях по всему миру. За эти 20 лет проделана большая просветительская работа. Мы сделали огромное количество проектов: от выставок до фестиваля фотокниги Photobookfest. 

Фото: Михаил Розанов

Сейчас мы переехали в свое здание на Большой Полянке. Там теперь только галерея, но при этом мы продолжаем заниматься и другими вещами. Мы возим выставки по стране, устраиваем уличные проекты, выпускаем книги по фотографии и даже открываем фонды советских авторов.

А что поменялось за это время в индустрии культуры в целом? 

Индустрия сильно изменилась, и, пожалуй, в лучшую сторону. У нас люди наконец-то стали ходить в музеи. Единственный минус – это отсутствие частного музейного бизнеса в нашей стране. Наша экономика не позволяет предпринимателям этим заниматься. Арт-рынок увеличивает обороты, но он все еще внутренний и практически не имеет экспансии на Запад. Поэтому естественно, что западный мир практически ничего не знает о российских авторах.

Фото: Стоян Васев

Многие путают понятия галерейный и музейный бизнес. Расскажите, в чем разница?

Галерейный бизнес – это когда вы продаете искусство и помогаете коллекционерам его собирать. Музейный бизнес – это когда вы организуете выставки, занимаетесь образовательной программой, издаете книги. Экономика второго основывается на том, что вы продаете входной билет.

Например, на продаже билетов был основан бизнес Центра фотографии на «Красном Октябре», который существовал 11 лет. «Галерея Люмьер», в которой продаются авторские отпечатки, и музей фотографии – разные проекты.

Какая самая главная проблема искусства в России?

Одной конкретной проблемы нет, есть совокупность факторов. Проблема в государственной поддержке искусства. У нас нет вузов, которые готовили бы современных художников, нет большого количества фестивалей на разные арт-темы, очень мало достойных потребителей. Департамент предпринимательства Москвы пытается что-то сделать, но для результата нужен не один год, а масштабные программы лет на 10. Но тенденция положительная есть. Молодежь ходит на выставки ради контента в соцсетях, так что и здесь нет худа без добра.

Фото:Михаил Розанов

Расскажите о своем главном арт-проекте на данном этапе.

Два главных проекта моей жизни: «Галерея Люмьер» и моя личная коллекция фотографии. Первое неразрывно связано с людьми, которые так же любят фотографию, как и я, собирают ее, исследуют. А свою собственную коллекцию я собираю уже больше 20 лет. Это профессиональное собрание музейного уровня, и для меня важно, чтобы оно создалось и описывалось таким образом, чтобы им могли пользоваться следующие поколения. 

Что самое сложное в вашей профессии?

Найти хорошую фотографию. Для меня фотография – главная ценность.

Фото: Стоян Васев

Как повлияла пандемия на вашу работу?

Я успела спокойно сделать ремонт и переехать в красивую новую галерею. В Центре фотографии на «Красном Октябре», где мы делали много проектов, стали отменяться запланированные выставки, и это позволило мне его закрыть, что я, честно говоря, давно собиралась сделать.  

Что изменилось после переезда в новое здание? 

Новая площадка «Галереи Люмьер» – это профессиональное пространство для работы с фотографией. На новом месте у нас есть хранилище, мастерские. Все это было создано, чтобы мы могли еще более качественно работать с коллекционерами. Что касается новых проектов, то они у нас идут постоянно. С галереей в октябре мы выпустим новую книгу Александра Родченко совместно с фондом StillArtи откроем выставку с его работами в Санкт-Петербурге. Недавно мы представили в галерее выставку Мелвина Соколски, пионера модной фотографии 1960-х, участвуем в Cosmoscow. Я буду курировать проект в «Эрмитаже» – выставку модной фотографии из частной коллекции Still Art. В ноябре у нас крупнейшая международная художественная фотоярмарка Paris Photo, куда съезжаются все издатели, фотографы, галеристы и кураторы.

Что для вас искусство?

Образ жизни. У меня все стены завешаны искусством, а стол заставлен фотографическими книгами. Искусство со мной всегда.

Реклама
Рекомендуем

На этом сайте мы используем файлы cookies. Продолжая использование сайта, вы даете свое согласие на использование ваших файлов cookies. Подробнее о файлах cookies и обработке ваших данных - в Политике конфиденциальности.