История игрушек: коллекционеры и игрушки
Все мы родом из детства – а какое детство без игрушек? Ведь и у тебя наверняка был любимый мишка или кукла, которую ты не выпускала из рук. И, пусть для большинства машинки, пупсы и роботы остались в далеком детстве, есть люди, которые готовы открыто признаться в своей любви к игрушкам. Они тратят большие деньги на создание коллекций, где каждый экспонат имеет длинную историю – и, кажется, даже обладает душой.
В пятом выпуске «История игрушек. Из России с любовью» PEOPLETALK вместе с создателями первого и единственного в России и мире журнала об антикварных куклах Александрой Новиковой, Натальей Курочкиной и Ольгой Копыловой расскажет о коллекционерах антикварных игрушек и жителях их коллекций. В этом материале мы разберемся: что же такое «антикварная игрушка»; почему советские игрушки так высоко ценятся; как коллекционеры играют в игрушки и какую историю может рассказать молчаливая кукла.
Начнем с основ. Когда игрушка перестает быть просто старой и становится антикварной? От страны к стране правила разнятся. Например, в США антиквариатом признают предметы, созданные до 1830 года. В Великобритании считают, что вещь приобретает этот статус с юбилеем в 100 лет с даты производства. А вот в России антиквариатом можно назвать то, что старше 50 лет, то есть было выпущено раньше 70-х. Почему же так вышло?
Антикварные в «привычном» смысле игрушки – те, которые были произведены в Российской империи, – в большинстве своем оказались утеряны после Революции: испорчены или вывезены за рубеж. Потом началась Гражданская война, после – Вторая мировая. В мирное время коллекционированием игрушек никто попросту не занимался: игрушка – функциональная вещь, ее ценили, но ей играли. Потому советских роботов, кукол и машинок сохранилось так немного, что их признают коллекционной диковинкой.
Интересно, кстати, что больше всего их на аукционах в США. Эксперты «Антикварной куклы» объясняют данный факт тем, что за океаном коллекционирование встроено в культурный код и изначально к собиранию игрушек там относились очень серьезно.
Впрочем, и в России интерес к старым советским игрушкам за последние 15 лет значительно вырос. Следовательно, выросли и цены. Коллекционеры вспоминают: то, что раньше было вполне подъемным, сейчас стоит целое состояние. А где деньги – там и мошенничество. Коллекционирование игрушек, или плангонология, это настоящая наука, и нужно быть профессионалом, чтобы не нарваться на обман. Необходимо знать особенности старой краски, чтобы понимать, не подделка ли все потертости и сколы; быть в курсе того, какие типы тел и лиц были характерны для кукол определенной эпохи; в конце концов, уметь отличить игрушку в идеальном состоянии от той, которая была разбита и аккуратно склеена. Поэтому коллекционеры часто – реставраторы: их профессиональная деятельность идет на пользу главной страсти.
Но почему же взрослые люди решают вкладывать миллионы в игрушки? Для кого-то это отличная инвестиция: чем больше времени проходит, тем меньше подлинно антикварных вещей остается, и, соответственно, тем ценнее они становятся. Но настоящие коллекционеры собирают игрушки не только потому, что видят в этом выгоду. Например, игрушки могут быть, без преувеличения, произведениями искусства. В некоторых коллекциях можно найти отлично сохранившиеся кукольные домики – диорамы от мира игрушек.
Но есть еще одна причина, почему люди увлекаются плангонологией. Коллекция – это страсть, а экспонаты – не просто вещи. К ним относятся с особой трепетной нежностью, почти как к чему-то живому: с игрушками здороваются, о них заботятся и даже подмечают перемены в настроении. Найти на чердаке на старой даче или на блошином рынке старую куклу, которой когда-то играла девочка-пионерка, – это не просто большая удача. Это возможность вернуть игрушку к жизни, дать ей второй шанс. А еще в новом выпуске ты узнаешь про то, что такое куклы с провенансом, почему они так высоко ценятся и как история говорит с нами через игрушки.
Режиссер: Стас Ахунов
Оператор-постановщик: Денис Стецишин
Фотограф: Александр Новиков
Сценарист: Светлана Данелян
Художник-постановщик: Анастасия Ржевская
Монтаж: Григорий Диккерт
CG продюсер: Даниил Щекин
CG супервайзер/арт-директор: Иван Архипов
Супервайзер визуальных эффектов: Стас Ахунов, TAINA
Ассистент продюсера: Елена Бородина
Продюсер: Анастасия Фридман
Консультанты проекта: Редакция журнала «Антикварная кукла»: Александра Новикова, Наталья Курочкина, Ольга Копылова
Проект создан при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»)




