Логотип Peopletalk

История игрушек: куклы в театре

Главное изображение статьи

Весь мир — театр, а куклы в нем — актеры. Вспомни, сколько раз они играли главные роли в твоих импровизированных спектаклях в стенах комнаты? Но ведь кукла тоже может играть на сцене, где вместо пледов и подушек настоящие кулисы и подмостки, сценарий и камеры. Куклы-актеры стали неотъемлемой частью нашей культуры, научили нас отличать плохое от хорошего, помогали понять мир и усвоить важные уроки. В третьем выпуске «История игрушек. Из России с любовью» PEOPLETALK вместе с создателями первого и единственного в России и мире журнала об антикварных куклах Александрой Новиковой, Натальей Курочкиной и Ольгой Копыловой, узнает, кто такие куклы-актеры, и правда ли только лишь благодаря кукловоду они оживают на сцене и экране.

Кукольная мультипликация до сих пор считается одним из самых сложнейших жанров в киноискусстве. И создали его в России. Основоположником направления принято считать режиссера Владислава Старевича. Благодаря интересу к энтомологии, художник первоначально хотел снять документальный фильм об интересном явлении – битве жуков-оленей за самку. Но во время съемок выяснил, что жуков отвлекают яркие софиты, и решил сделать их точные кукольные копии. Так на свет появился первый фильм с куклами в главных ролях: «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». Долгое время среди широкого зрителя и кинематографистов ходил слух, что Старевич использовал настоящих дрессированных насекомых. Впрочем, сам создатель не спешил его опровергать. Когда же стало известно о том, что в картине снимаются куклы, о российском мультипликаторе заговорил весь мир. «Мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века», — писала лондонская газета Evening Times. «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий» — говорил о Старевиче сам Уолт Дисней.  

Однако через практически сто лет в руки к историку Виктору Бочарову попадает архив балетмейстера Александра Ширяева, из которого выяснилось, что Ширяев создал кукольную анимацию задолго до Старевича, в 1906 году. В то время балетмейстер собирал материал для учебника по характерному танцу и использовал схематичные рисунки фиксации движений, которые в будущем кинематографисты назовут раскадровкой. Позже этот метод покадровых рисунков Ширяев переложил на куклы из папье-маше и понял: если каждое движение куклы снимать на отдельный кадр, собрав вместе всю эту цепь изображений, можно получить движущуюся куклу. В мультфильмах балетмейстера самодельные танцоры летали «над сценой» с артистической легкостью.

Но, к сожалению, в 1919 году о картинах Ширяева еще никто не знает, а Владислав Старевич уезжает из страны, знаменуя стагнацию российской кукольной анимации, продлившуюся вплоть до 1935 года. Тогда режиссер Александр Птушко создает первый в мировой кинематографии полнометражный фильм, созданный средствами объемной мультипликации – «Новый Гулливер». Птушко с нуля возрождает отечественную кукольную анимацию и набирает учеников, которым передает знания. Но война заставляет отложить мечты. Из-за плохого зрения режиссер уезжает в эвакуацию, а его последователи попадают на фронт. И снова куклы пылятся на верхних полках киностудий. 

Третий всплеск кукольной анимации произошел уже в СССР в 60-х годах, когда начался процесс поиска новых творческих и технических решений. Но, как мы все понимаем, все новое — хорошо забытое старое, поэтому «Союзмультфильм» в попытках придумать что-то оригинальное и непохожее на работы Disney, обратил внимание на кукольную анимацию и снова возродил жанр. Главным кукловодом становится режиссер Роман Качанов, сделавший мультфильм «Варежка» 1967-го года. Картина завоевала ряд престижных наград на фестивалях во Франции и в Испании и заново показала миру советскую кукольную анимацию. А в 1971 Качанов подарил деям и взрослым нового друга – Чебурашку. Странный зверек в будущем станет национальным русским символом во многих странах и официальным талисманом сборной России на Олимпиаде в Афинах. 

«Союзмультфильм» создаст еще много картин, режиссерами которых будут в том числе и ученики Романа Качанова. А главными героями станут любимые игрушечные персонажи нашего детства. Юрий Норштейн подарит нам «Ежика в тумане», ставшего лауреатом более 35 международных и всесоюзных премий. Аида Зябликова создаст «Домовенка Кузю» и «Муми-тролля». Режиссеры Иосиф Доукша и Майя Бузинова придумают «Дядюшку Ау». 

Несмотря на общую цифровизацию XXI века, кукольная анимация не стала анахронизмом, а просто перешла в раздел творческих приемов. Пример тому «Гофманиада», вышедший в 2016 году.

Но какую роль куклы играют в кино? Есть ли в России кукольные театры и почему ни один специалист не позволит назвать себе кукол, играющих в кино, игрушкой? Ответы на все эти вопросы ты найдешь в новом выпуске. 


Режиссер: Стас Ахунов

Оператор-постановщик: Денис Стецишин

Фотограф: Александр Новиков

Сценарист: Светлана Данелян

Художник-постановщик: Анастасия Ржевская

Монтаж: Григорий Диккерт

CG продюсер: Даниил Щекин

CG супервайзер/арт-директор: Иван Архипов

Супервайзер визуальных эффектов: Стас Ахунов, TAINA

Ассистент продюсера: Елена Бородина

Продюсер: Анастасия Фридман

Консультанты проекта: Редакция журнала «Антикварная кукла»: Александра Новикова, Наталья Курочкина, Ольга Копылова


Проект создан при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»)