Часто бывает так, что, съев какой-то продукт, человек начинает испытывать за это сильное чувство вины. И особенно актуально это в периоды длительных праздничных застолий, когда количество блюд на столе уже не поддается никаким подсчетам, а соотношение соусов в салатах приравнивается 1:1.
Отказываться от еды в это время действительно сложно. Ведь как объяснить родственникам, которые все утро 31 декабря резали овощи для салата, что в оливье слишком много калорий? Или что в «Селедке под шубой» как-том много майонеза?
И если ты относишься к числу тех, кто с ужасом ждет новогодних праздников, потому что знает, что они грозят затяжным обжорством и чувством вины, читай этот материал до конца.
Аналитический психолог Ольга Макарова рассказывает, почему не нужно винить себя за количество съеденного в новогодние праздники.
Ольга Макарова, психолог
Аналитическая психология учит погружаться на глубину и работать не с симптомом, а с причиной. В случае с новогодним перееданием причин может быть несколько.
В первую очередь важно сказать, что еда символически связана с материнской фигурой. Мать – материя, телесность, пища.
Когда малыш плачет, его успокаивает теплое молоко, и мы с самого раннего детства привыкаем к тому, что еда – это безопасность и спокойствие. Это навсегда, и это общее для всех. Многие замечали, что перепады настроения могут влиять на аппетит, – кто-то в печали ест больше, а кому-то кусок в горло не лезет. То есть пищевое поведение часто связано с чувствами.
Связь «еда вместо чувств» для многих не заканчивается в младенчестве (когда это адекватно). Во многих семьях с помощью еды всю жизнь выражают любовь, потому что другими средствами ее демонстрации не владеют. И вместо слов «малыш, мама тебя очень любит» ребенок получает бесконечные ватрушки и пирожки. В других же семьях детей наказывают едой: получил двойку – десерта не будет! А во многих других едой гасят тревогу и страх. Испугался? Поранился? На конфетку.
Нередко еда заменяет вообще почти все в отношениях родителя и ребенка. Еда вместо объятий, вместо беседы, игры, совместного хобби, совета, даже вместо горевания. Так человек привыкает заменять чувства едой. Люди с расстройствами пищевого поведения очень плохо понимают свои чувства, это характерно.
Само по себе переедание в новогодние праздники еще не является расстройством пищевого поведения.
Но можно порассуждать о причинах переедания, которые будут схожими. Как правило, переедая, человек стремится «заесть» какое-то чувство, чтобы избежать прямого контакта с ним.
Что можно заедать в новогоднее время? Тревогу (вокруг праздников много суеты и волнений), гнев (опять же, суета, с родственниками не сошлись во взглядах), грусть (многие чувствуют себя одиноко в этот период), скуку (долгие выходные, нечего делать) и даже сильную радость, когда она больше, чем получается переварить.
Аналитическая психология не отвечает сразу на вопрос «как перестать это делать?», она сначала спрашивает «что это значит?» и «почему ты это делаешь?».Поэтому, когда человек очевидно компульсивно едит больше, чем обычно, это всегда повод спросить себя: «Что я сейчас чувствую?». И Новый год – не исключение.
Стресс из-за общей праздничной суеты и столы, ломящиеся от угощений, – хороший фон для того, чтобы привычно заменить чувства едой. Но можно попробовать проявить субъектность и использовать это как повод для самоанализа.