Все знают, что такое традиционная армянская семья: отец – глава семьи, жена – верный помощник, а дети – кроткие и послушные ангелы. Но современные семьи отличаются от традиционных. Чем? PEOPLETALK разобрался.
Армянская семья – это государство в государстве. На территории квартиры, в которой живут армяне, царят свои законы, а вертикаль власти на 50 квадратных метрах не зависит от правящей партии и действующего президента страны. В такой семье есть свой царь и бог – армянский отец.
По негласным законам гор мнение и желание главы семьи – закон и обсуждению не подлежит. Захотелось ему в три часа ночи горячих хачапури по-аджарски – вставай к плите и не пререкайся, грязная рубашка – в стирку немедленно, поехать на выходные к дальним родственникам – уже собираем вещи! Все так, но есть один момент: в армянских семьях царит так называемый «скрытый матриархат» − ничего не произойдет без согласия и одобрения жены. Но гордые мужчины никогда не признают это вслух.
Женщина в такой семье – помощник, опора и друг. Если у мужчины проблемы на работе, жена не выпытывает подробности, а терпеливо ждет, если муж сам захочет об этом рассказать. Именно «если», а не «когда» − для кавказского мужчины рассказать своей женщине о проблемах все равно что расписаться в своей несостоятельности. Так что ждать подробностей можно очень долго, и не факт, что дождешься.
Кстати, в последнее время стало «модным» любить кавказцев. По улицам Москвы в поисках состоятельных армян, грузин и других представителей «народов гор» ходят толпы пергидрольных блондинок в мини-юбках с мечтами о семье и безделье. Но такие союзы или не случаются совсем, или длятся пару недель: женщина для армянина должна быть не только понимающей подругой, но и хорошей хозяйкой. Готовка, стирка, уборка – от этого не убежишь.
Прогрессивные армяне считают, что женщина может работать, только если она находит в этом отдушину. А зарабатыванием денег должен заниматься исключительно мужчина. Удел женщины – следить за домашним очагом и заниматься воспитанием детей.
Дети, кстати, отдельная история. Девочек, своих «принцесс», «красавиц» и «куколок», армянские отцы обожают до дрожи в коленях и сделают для них все. А вот мальчикам придется не так уж сладко. Обязанность отца – вырастить настоящего мужика, защитника, а постоянной опекой этого не добиться. Так что стандартное детство парня-армянина: угол, наказания, физический труд, учеба и длинные монологи из серии «я для чего тебя растил?»
Но зато в подростковом возрасте девочки и мальчики меняются ролями. Парень влюбился – «Красавчик! Что за девочка? Держи деньги, своди ее на свидание, в кино, кафе. Да еще бери, не стесняйся. Удачи». У девочки появился ухажер? Пиши пропало. «Кто это? А кто его родители? А как он учится? Нам неучи не нужны. А вообще, тебе не рано еще? Ты об учебе думать должна. Так, домой в семь вечера, и ни минутой позже». И только подумай опоздать – карманных денег ты больше не получишь, а ухажера своего не увидишь.
Очевидно, что ни о каком сексе до свадьбы говорить не приходится. Так уж заведено: неважно, 18 тебе, 25, 38 или 56 – до свадьбы ты просто обязана хранить невинность. Иначе добро пожаловать в «проститутки» и «кто тебя теперь замуж такую возьмет». Повезло встретить свою любовь и выйти замуж? Рано радуешься, армянская дочь. Будь готова с пониманием отнестись к тому, что твой благоверный уйдет налево, направо и вообще в разнос. И здесь объяснение вполне себе логичное – он же мужик, ему положено. Но при этом мужчина все равно будет сердцем и душой верен своей жене до конца жизни и порвет за нее любого.
Жить в армянской семье в Москве намного проще, чем в том же Ереване, – достаточно либеральные взгляды молодежи и ритм жизни сказываются на твоем маленьком 50-метровом двухкомнатном государстве. В каждой семье, конечно, остаются свои обязательные правила, которые не обсуждаются и не нарушаются. Но уйти на вечеринку и вернуться под утро уже не так смертельно, а если не говорить о своих поклонниках, так вообще можно жить спокойно. Самое главное, что армянские семьи – самые крепкие (и это не я, это статистика) и дружные (а это уже я). «Армянская семья – это больше чем семья», − сказал как-то Леонид Рошаль, имея в виду взаимную преданность, любовь и уважение. И он абсолютно прав.
Саркис Балоян (57), глава армянской семьи
В традиционной армянской семье отец – самый главный, и все должны слушать его. Следующая по старшинству, конечно, мама. Но в семьях, где есть бабушки и дедушки, самые главные они. Раньше в армянских семьях было принято рано жениться и выходить замуж, в 18−20 лет. Сейчас ситуация другая, приближенная к европейским нормам. Но традиционный обряд сватовства все равно остался: семья жениха должна прийти в дом к невесте, принести подарки и официально попросить ее руки. Потом обручение, то есть обмен кольцами, а затем свадьба.
Людмила Заварзаева (57), жена главы армянской семьи
Для любой армянской свекрови главный в семье сначала муж, а потом сыновья. А армянские мамы всегда трясутся над своими сыновьями. Когда я приехала с мужем знакомиться с его семьей, его отец принял меня сразу, а вот мама долго приглядывалась. Когда она приезжает к нам в гости из Армении, она не старается помогать с домашними делами и действовать из принципа женской солидарности, но все равно видно, что она до сих пор считает своего сына самым лучшим на свете.
Анна Балоян (24), дочь главы армянской семьи
Я горжусь тем, что родилась в армянской семье. И несмотря на то что моя мама русская, а папа – армянин, я называю себя армянкой. Мою семью никак нельзя назвать традиционной – папа уже примерно 30 лет живет в Москве, я родилась здесь. Поэтому, как бы отцу ни хотелось иного, я – европейский человек. На этой почве часто возникают скандалы из серии «в 11 быть дома», а возвращаешься ты в три часа ночи. Раньше с этим было сложно: я не понимала, почему должна беспрекословно подчиняться старшим, если у меня есть свое мнение (неправильное, по словам папы) по любому вопросу, а папа никак не мог понять, как я в принципе смею ему перечить. В последнее время он смирился (со словами «подрастешь, поймешь», конечно) с моим «бунтарством» и перестал требовать от меня невозможного. А я стараюсь устраивать ночные загулы не чаще раза в две недели. Пока живем в дружбе и согласии.
Анна Нубарян (27), санкт-петербуржская армянка
Моя мама русская, а папа – армянин. До восьми лет мы жили в Пятигорске, а потом переехали в Санкт-Петербург. Возможно, это повлияло на нашу семью. Если в Пятигорске, в котором еще сохранились отголоски традиционности, мы ощущали себя практически как в Ереване (беспрекословно слушались отца и старались не высказывать свое мнение), то европейский Питер сделал нас свободнее. Поэтому можно сказать, что я выросла в современной армянской семье. Папа сначала постоянно злился и бухтел, что его авторитет падает, а потом смирился. Так что уже с 16 лет я спокойно гуляла с парнями, приходила домой поздно и сама принимала решения по поводу своей жизни. Конечно, когда я закурила, папа был не очень рад, но сделать уже ничего не мог. Я считаю, что обрусевшие армянские семьи – самые классные семьи в мире. Они живут по европейским порядкам со свободными нравами, но при этом до сих пор хранят фундамент – глубокое и искреннее уважение к старшим и взаимовыручку.
Роберт Карапетян (19), московский армянин
Быть армянином в Москве очень интересно. Если русский встретит русского на улице – ничего особенного, а если армянин встретит армянина − «О, брат, привет, как жизнь?» Через пару минут выяснится, что у вас есть общие знакомые или даже родственники, не здесь, так в Ереване (или любом другом городе, где только армян нет). А расстанетесь вы лучшими друзьями. Когда окунаешься в свободную московскую жизнь, сначала тебе все кажется идеальным – никакой чрезмерной родительское опеки, сам принимаешь решения. Но потом ты начинаешь скучать – не хватает как раз этой армянской «традиционности», когда ты не закрываешь двери дома, чтобы в любой момент могли зайти соседи, знаешь, что в любой момент тебя поддержат родные. Так что на первых же каникулах я лечу домой!
Мадлен Антонян (22), ереванская армянка
Недавно я обручилась с возлюбленным. В разных семьях на такое событие реагируют по-разному. Но вообще, мы не отличаемся от русских и грузин. Есть, конечно, старомодные семьи, которые держатся гордо и не хотят устраивать из этого какое-то большое событие. А есть и такие, которые отмечают обручение почти так же, как свадьбу, разве что без платья и церкви. А потом еще и настоящую свадьбу закатывают. Но лично я этого не понимаю: зачем два раза собирать родственников? Когда я встречалась с Ашотом, все спрашивали: «А когда вы обручитесь?» Доставали этим вопросом постоянно. Когда мы все-таки обручились, мама сказала: «Наконец-то. Давно пора». Но легче не становится: начинается второй этап из разряда «А когда вы уже поженитесь?» Потом, естественно, третий: «Ты не беременна?»