Логотип Peopletalk

Алену Долецкую сбили на электросамокате в центре Москвы: когда владельцев этого транспорта призовут к ответственности

Главное изображение статьи
Реклама

Сегодня стало известно, что бывшего главного редактора российского Vogue Алену Долецкую сбили на электросамокате в центре Москвы. Ее госпитолизировали с переломом руки и ушибами. Курьер наехал на журналиста после чего скрылся. Подобный случай — далеко не первый в истории. Каждое лето водители электросамокатов, сигвеев и моноколес наезжают на пешеходов. На законадательном уровне эту проблему решают, но медленно.

Летом 2021 года ГИБДД опубликовал у себя на сайте перечень правил использования так называемых СИМ (средств индивидуальной мобильности). К ним относят роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса.

СИМ, по мнению госавтоинспекции, представляет потенциальную опасность – так как подобный транспорт развивает значительную скорость и может навредить пешеходу. При этом сейчас с точки зрения ПДД человек, управляющий СИМ, приравнивается к пешеходу и должен соблюдать соответствующие правила: разрешено передвигаться по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон, а также там, где нет транспорта, – в парках, скверах, вдоль набережной.

Выезжать на проезжую часть владельцам СИМ запрещено (запрет не действует на людей 14+ при отсутствии тротуаров и пешеходных дорожек). Также по правилам максимальная скорость СИМ – 25 км/ч.

Уже несколько лет в России обсуждают вопрос о внесении электросамокатов, моноколес, гироскутеров и других транспортных средств в ПДД под статусом «транспортное средство». И только недавно эти споры вышли на новый уровень – предложение об изменениях в ПДД достигло Верховного суда.

Если электросамокаты и другие СИМ признают транспортными средствами, на их владельцев будут распространяться совсем иные правила. Какие – разбираемся с юристами.


Елена Буряк, юрист компании «Юстори»

Уже сейчас в практике московских судов электросамокаты фактически приравниваются к транспортным средствам, например в случае применения к водителям самокатов требований о необходимости пройти медицинское освидетельствование.

В то же время существует судебная практика, где водителей на электросамокатах и других СИМ признают лишь пешеходами. В одном из недавних решений Верховного суда отмечено, что технические характеристики таких средств передвижения находятся в пределах пороговых значений для мопеда или мотоцикла. Конструктивные и технические особенности таких средств предопределяют высокую степень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан. Фактически в данном деле электросамокат признан транспортным средством.

Уже в действующем законодательстве существуют нормы, на основании которых СИМ действительно можно отнести к транспортным средствам. Судебные решения лишь подтверждают такое понимание на практике по конкретным делам.

В правилах дорожного движения определено понятие «мопед» – это двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, мощность двигателя не превышает 50 куб. см, или электродвигатель мощностью более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

Некоторые модели электросамокатов и моноколес по своим характеристикам во многом подходят под определенное в законе понятие мопеда. Таким образом, если в законе появится требование получать права на управление данным транспортным средством, то достаточно будет прав для управления мопедом.

Также в случае отнесения на законодательном уровне электросамокатов, моноколес, сигвеев к транспортным средствам за нарушение правил дорожного движения на них можно будет привлекать водителей к административной ответственности вплоть до лишения водительских прав.


Марк Савин, частный юрист-правовед, блогер

Долгое время электросамокаты приравнивались к обычным самокатам и о допустимых законодательством мощностях информации не было. Однако на рынке появились модели мощностью больше 250 Вт и развивающие скорость свыше 50 км/ч, что может послужить причиной аварии со смертельным исходом. Именно на них и стоит обратить внимание и применить имеющиеся ПДД и пункт, относящийся к обязанностям водителей.

В первую очередь будут затронуты возрастные ограничения пользования подобными электросамокатами и правила передвижения по проезжей части.

Как только законодательные ограничения вступят в силу, то за нарушение ПДД водителей можно будет наказывать по действующим статьям Кодекса об административных правонарушениях: в частности, в ч.1 ст. 12.30 КоАП РФ нарушение влечет за собой наложение административного штрафа. 

Виновников аварий с более тяжелыми последствиями будут привлекать к уголовной ответственности. Так, ч. 1 ст. 264 УК РФ грозит виновнику ДТП за непредумышленное нанесение тяжкого вреда здоровью – от 6 до 36 месяцев лишения свободы, либо выполнение исправительных работ сроком до двух лет.

Если вид транспорта будет взят под контроль ПДД, то модели с высокими мощностями могут стать недоступны или ограничены в точках проката. Например, модели с мощностью выше допустимого не смогут быть доступны для проката лицам младше 16 лет.

Надежда Бушуева, юрист

Если электросамокаты, моноколеса и сигвеи признают транспортными средствами, на них будут распространены правила дорожного движения, установленные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», 2. «Общие обязанности водителей». В новой редакции».

Для управления этим видом транспорта потребуется водительское удостоверение категории М. Получить его можно будет с 16 лет.

Думаю, если новые нормы вступят в силу, спрос на прокат электросамокаты и другие СИМ уменьшится, так как, во-первых, для управления этим видом транспорта потребуется водительское удостоверение категории М, а во-вторых, будут действовать нормы главы 34 ГК РФ § 3 «Аренда транспортных средств». Это означает, что с тем, кто арендует транспортное средство, будут заключать договор аренды. И здесь будет важно внимательно читать договор. Незнание условий приведет к проблемам: штрафам, списаниям денег, блокировке аккаунта, эвакуации машины. Не все готовы брать на себя такую ответственность.

Реклама
Рекомендуем