Кино и парфюмерия: фильмы про ароматы и ароматизация пространства
Каждый аромат — в каком-то смысле кино, со своей историей, смыслом и ассоциациями. На самом деле художественные фильмы и парфюмерные композиции были непрерывно связаны со времен зарождения экранных искусств. Разбираемся в их сложных взаимоотношениях.
Анна Дычева, бьюти-эксперт, член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации и организатор InterCHARM
Эффект 5D: кино и ароматизация пространства
Идея распылять ароматы во время киносеансов пришла в голову прокатчикам еще со времен становления индустрии, более ста лет назад. В 1906 году во время показа фильма «Pasadena Rose Parade» аромат роз распространяли достаточно примитивно: пропитанную ароматическим маслом вату держали рядом с вентиляцией.
Несколько десятилетий спустя, в 1940 году, Уолт Дисней выпустил инновационный мультфильм «Фантазия» в абстрактном и авангардном стиле. При показе впервые был использован многоканальный звук Fantasound и… ароматизаторы. Впрочем, в итоге Дисней оставил парфюмерную идею из-за очень высоких и неокупаемых затрат.
А в 60-х появился американский фильм «Запах тайны» (Scent of a Mystery), который был сделан специально под систему Smell-O-Vision и был запущен в прокат в нескольких специально оборудованных кинотеатрах. К каждому зрительскому месту была подведена трубка; запахи распылялись централизованно по всему залу. Отзывы были разные, про систему постепенно забыли и больше она никогда не использовалась.
Кинематографические ароматы
Считается, что память на запахи существует около двенадцати лет. Оказалось, что даже дольше! Пятнадцать лет назад на широкие экраны вышел самый «русский» из всех фильмов Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник».
Тогда, весной 1999 года, премьера стала действительно крупным событием, чему поспособствовал не только показ в Кремле, но и грандиозная по тем меркам медийная промо-кампания. Фильм вдохновил фабрику «Новая Заря» на создание уникального аромата. По замыслу режиссера, одеколон «Сибирский цирюльник» предполагалось выпустить небольшой партией — 3-5 тысяч экземпляров.
В качестве сувенира на кремлёвской премьере гости получали в подарок флакон одеколона «Юнкерский». Бутылочка с ним была помещена в футляр, украшенный родовым гербом Михалковых и надписью «О-де-Колонъ от Никиты Михалкова». Дизайн самого футляра «цвета зимних московских сумерек» тоже был выполнен в тематическом стиле: с красными обшлагами и золотыми эполетами. Парфюм этот, хоть и поступил в продажу, но сразу стал дефицитом.
Другой аромат, вдохновленный киношедевром — артхаусная Persona. Он был создан по мотивам одноименного фильма Ингмара Бергмана. Инициаторами выступили организаторы ежегодного театрального фестиваля Bergman Week на острове Форё.
Первую скрипку в парфюмерной композиции сыграли масла растений со шведского острова, где родился известный режиссер. Многие критики считают, что «Персона» — один из культовых фильмов в истории кинематографа. Поэтому неудивительно, что организаторы решили использовать такой способ привлечения внимания к своему мероприятию, как аромат в подарок.
Еще один парфюмерный выпуск, посвященный легендарному кино, — серия ароматов от нишевого немецкого бренда Moth and Rabbit Perfumes. В ароматном жанре воплотились такие ленты, как «Пена дней» Мишеля Гондри, «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони, «Герцог бургундии» Питера Стриклэнда, «Куклы» Такеши Китано и «Одинокий мужчина» Тома Форда.
Схожий проект — коллекция парфюмов «Ольфакторное кино» от французской марки Folie à Plusieurs. Идея этих ароматов — не просто ассоциация с фильмом, а переживание его определенного момента (точные минуты необходимой сцены указаны на флаконе!). Среди шедевров коллекции — «Маргаритки» Веры Хитиловой и «Все о моей матери» и «Женщины на грани нервного срыва» Педро Альмадовара.
Не будем забывать и про набор из 15 ароматов Thierry Mugler, который был приурочен к премьере «Парфюмера» — фильма по мотивам нашумевшего романа Патрика Зюскинда. Еще до экранизации парфюмер Кристоф Ладамиэль, создавший такие ароматы, как Estée Lauder Youth Dew Amber Nude и Michael Kors Island, был настолько впечатлен книгой, что занялся ее ольфакторной интерпретацией.
Проект поначалу был личной инициативой Кристофа, пока Тьерри Мюглер в партнерстве DreamWorks и Constantin Film не предложили реализовать задумку по-крупному. Лицом ароматов стала главная героиня фильма, что не могло не привлечь внимание публики: каждому хотелось почувствовать запахи, которые не смогла передать экранизация. Была выпущена всего сотня шкатулок из красного бархата с 15 миниатюрами (по количеству глав) и в миг разошлась среди поклонников.
Аромат в главной роли: фильмы и сериалы о парфюмерии
Парфюмер: история одного убийцы, 2006, Германия, Италия, Франция (фильм).
Парфюмерша, 2013, Россия (сериал).
Парфюмер, 2018, Германия (сериал).
Мадам парфюмер, 2019, Франция (фильм).